ГУПы и МУПы тормозят развитие конкуренции на рынке госзаказа, перекрывая к нему доступ частному бизнесу. Это лишний элемент, от которого нужно избавиться. Например, провести их открытую и прозрачную приватизацию. К такому выводу пришли участники рынка, изучив доклад Центра стратегических разработок о закупках, которые государство осуществляет у своих структур — ГУПов, МУПов, бюджетных и казенных учреждений.
Государственным структурам достается 10% количества и стоимости всех госконтрактов. В ЦСР предлагают отказаться от контрактных отношений в этой сфере, заменив их жестким госзаданием. А также не допускать, чтобы, предоставляя общественные блага, госорганизации извлекали коммерческую прибыль и препятствовали выходу на рынки частных фирм. Нужно ввести понятие аффилированных юрлиц и строже регулировать их контрактные отношения, отмечает в ЦСР. Необходимо разработать политику проведения госзакупок – инструмент, который определит принципы, долгосрочные цели и ключевые индикаторы процесса.
Там, где рынок сложился, госорганы должны стремиться к полноценным контрактным отношениям с частным бизнесом. Коммерческую деятельность госкомпаний на рынках стандартной, готовой продукции необходимо ограничить: повысить для них требования к оценке их ценовых предложений, а частному бизнесу дать преференции.
Бизнес и чиновники согласны
О подобных мерах и ограничениях неоднократно говорили ФАС, Минэкономразвития и Минфин. Причем по некоторым предложениям ФАС высказывался гораздо жестче. Глава антимонопольного органа Игорь Артемьев предлагал ликвидировать ГУПы и МУПы в тех сферах, где присутствует частный бизнес. Оставить только социально-значимые предприятия, за деятельность которых несет ответственность государство. Впрочем, и в этом секторе появляются НКО, которые государство готово поддерживать, уточняет Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ.
«Еще ФАС добился от Правительства РФ полномочий на согласование создания новых ГУПов и МУПов с целью пресечения создания госструктур на конкурентных рынках», — добавил он. Вместе с этим эксперт напоминает, что были и отрицательные примеры ухода ГУПов и МУПов. Например, с рынка ЖКХ, «тогда коммерсанты взвинтили расценки для населения, а в результате ни качества, ни конкуренции».
Полностью поддерживает предложения ЦСР Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловой России» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний. По его словам, по-настоящему действенными они будут только в совокупности с ликвидацией ГУПов и МУПов.
«Необходимо в самые короткие сроки либо ликвидировать подобные унитарные предприятия, либо провести их открытую и прозрачную приватизацию», — говорит эксперт.
«Страдает частный бизнес, — комментирует Алексей Галкин, эксперт по закупкам, действительный государственный советник III класса. – А вот на рынках, где никто не может оказать какую-либо услугу ГУПы пока нужны. Например, в атомной отрасли, где есть своя специфика».
Едва ли получится что-то изменить в ближайшее время, считает Галкин. Впрочем, тренд был задан, когда ГУПы и МУПы перевели на 44-ФЗ.
Перезагрузка контрактной системы
Меры, предложенные ЦСР можно рассматривать как часть перезагрузки контрактной системы, отмечает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
«В нынешних условиях 44-ФЗ по сути предписывает имитировать торги и конкуренцию там, где ее нет либо по объективным, либо по субъективным причинам. А за эту имитацию мы, налогоплательщики, платим дважды. Во-первых, из-за роста издержек бюджета на администрирование «имитационных» торгов. А во-вторых, из-за завышения цен. Реализация предложения ЦСР позволит сократить издержки администрирования и уменьшить разросшуюся армию закупщиков – ведь по данным Минэкономразвития, в госзакупках сейчас трудится 900 тыс. человек, что сопоставимо со штатной численностью МВД или Вооруженных сил РФ», — заметил эксперт.
По его словам, доклад ЦСР раскрыл масштабы огосударствления экономики. Точная оценка позволит оценить целесообразность участия государства в некоторых отраслях и провести его сокращение, считает Ульянов.
ЦСР исследовал рынок в нестандартном разрезе. Раньше такой анализ никто не проводил, уточнил Георгий Сухадольский, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки».
«Было бы целесообразно увидеть подтверждение или опровержение полученных данных со стороны Минфина, чтобы у всех была однозначно единообразная точка отсчета. Если выводы подтвердятся, то значительную часть предложений можно только поддержать. Более того, такие предложения, как определение долгосрочных целей и приоритетов, формирование единых ключевых индикаторов закупок, высказывались за последние годы неоднократно».
Источник: Торг уместен.