Источник изображения

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против АО «Хибинская тепловая компания» (г. Кировск Мурманской области), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Претензии ФАС вызвала запись в положении о закупках субъекта 223-ФЗ, предусматривающая право отказа от заключения договора с победителем торгов. Эта практика существует в развитых странах, не противоречит она и Гражданскому кодексу, но вызывает постоянные претензии ФАС.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против АО «Хибинская тепловая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 17 № 135-ФЗ, выразившегося в утверждении Положения о закупках АО «Хибинская тепловая компания», предусматривающего право заказчика отказаться от заключения договора по результатам проведения запроса предложений в любое время, а также право заказчика определить несколько лучших заявок и заключить несколько договоров по итогам запроса предложений.
В рамках приведенных норм Советом директоров АО «Хибинская тепловая компания» протоколом от 04.02.2014 № 5 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Хибинская тепловая компания».
По мнению суда, заявив в Положении о закупках право на отказ от заключения договора (проведения запроса предложений) в любое время, без какого-либо ограничения по сроку и какого-либо возмещения участникам закупки их временных и имущественных затрат, АО «Хибинская тепловая компания» тем самым создало для себя условия свободного произвольного выбора и без каких-либо последствий угодного ему контрагента, поскольку на любом этапе, в том числе на окончательной стадии определения победителя, вправе не заключать с ним договор, исходя из собственных интересов, а не нужд АО «Хибинская тепловая компания».
Также, по мнению суда, пункт 9.3.23 Положения о закупках, согласно которому документация о запросе предложений должна содержать сведения о праве организатора определить несколько лучших заявок, сведения о праве заказчика заключить несколько договоров по итогам запроса предложений (при необходимости), так же ограничивает конкуренцию. Приведенные условия корреспондируются с вышеупомянутым пунктом 9.9.1 Положения о закупках, где комиссия по подведению итогов запроса предложений в числе прочих может принять решение об определении нескольких лучших заявок на участие в запросе предложений.
Суд отмечает, что указанные пункты противоречат положениям о контрактной системе, поскольку несут реальную угрозу исключения достойного участника (победителя) из конкурентной борьбы путем немотивированного перераспределения его победы в закупке между другими участниками. При этом Положение о закупках не содержит какого-либо порядка определения объективной необходимости заключения нескольких договоров по одному предмету закупки, как и указания на то, в каком объеме будет распределен объем выполнения работ между участниками при заключении договоров.
Суд также отмечает, что пункт 7.6.5.3 закупочной документации, а именно критерии оценки заявок участников по показателям «Опыт выполнения работ с АО «Хибинская тепловая компания» с весовым коэффициентом в размере 10 % и «Финансовое состояние» – 10 %, не отвечает принципам состязательности и добросовестной конкуренции, поскольку создает преимущества для отдельных лиц. Участники, имеющие аналогичный опыт работы с иными заказчиками, лишены возможности получить дополнительную оценку, поскольку она будет учитываться только в критерии «Опыт выполнения работ». При этом участники, выполнявшие ранее работы для АО «Хибинская тепловая компания», могут получить оценку дважды, и договор будет оценен при оценке по критерию «Опыт работы», а также при оценке по критерию «Опыт работы с АО «Хибинская тепловая компания». (Дело № А42-4526/2017)