Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ОАО «Сетевая компания» (г. Казань), подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Это случай пополняет копилку решений ФАС по 223-ФЗ, которые суды признают незаконными. Более того, в рассматриваемом деле по мнению суда, решение ФАС не отвечает требованиям № 223-ФЗ, основам правового регулирования закупочной деятельности и специфике деятельности заказчика, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах и услугах.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ОАО «Сетевая компания» по признакам нарушения ст. 17 №135-ФЗ, выразившегося в нарушении антимонопольного законодательства при проведении закупки у единственного поставщика.
В целях регламентации закупочной деятельности ОАО «Сетевая компания» разработано Положение о закупках товаров, работ и услуг, утвержденное Советом директоров ОАО «Сетевая компания» 02 сентября 2016 года протоколом от 05 сентября 2016 года №7/09-2016. Пункт 9.1.5 (31) указанного Положения о закупках предусматривает право ОАО «Сетевая компания» осуществить закупку у единственного источника в случае, если при проведении конкурентной закупки не получено заявок от участников, либо все заявки отклонены от рассмотрения, и такая закупка признана несостоявшейся.
Так, ОАО «Сетевая компания» является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, технологическому присоединению к электрическим сетям, обеспечению работоспособности объектов электросетевого хозяйства в целях надежного и бесперебойного электроснабжения всех категорий потребителей на территории Республики Татарстан.
Деятельность компании законодательно регламентирована, следовательно, все мероприятия, осуществляемые в целях выполнения ОАО «Сетевая компания» основной деятельности, должны быть исполнены в установленные законодательством об электроэнергетике и др. нормативно- правовыми актами сроки. В противном случае сетевая организация несет бремя возникновения убытков и иных имущественных санкций, как со стороны третьих лиц, так и контролирующих органов.
Возможность закупки у единственного поставщика в случае, если при проведении конкурентной закупки не получено заявок от участников, либо все заявки отклонены от рассмотрения, и такая закупка признана несостоявшейся, позволяет исключить негативные последствия, связанные с затратой времени и ресурсов ОАО «Сетевая компания» на проведение новой конкурентной закупки.
По мнению суда, учитывая, что Положение о закупках разработано ОАО «Сетевая компания» в соответствии с требованиями № 223-ФЗ. Который предоставляет ему право самостоятельно определять способы закупки товаров, работ, услуг, в том числе основания закупки у единственного источника, и ОАО «Сетевая компания»действовал в пределах, установленных законодательством о закупках, то такие действия не могут быть квалифицированы как нарушение статьи 17 №135-ФЗ.
Также суд отмечает, что предписание ФАС лишь содержит общую ссылку «внести изменения в Положение о закупках товаров, работ и услуг», которая не может быть признана конкретной. Учитывая, что ФАС не требует исключить пункт Положения о закупках ОАО «Сетевая компания», касающийся возможности ОАО «Сетевая компания» осуществлять закупку у единственного источника по факту несостоявшейся конкурентной закупки, из Положения о закупках, остается неопределенным. Поскольку не содержит сведений о том, как именно нужно изменить данный пункт, чтобы он стал соответствовать законодательству. Таким образом, оспариваемое предписание не обладает достаточной степенью конкретности, чтобы считаться исполнимым, не исключает спорную ситуацию, не отвечает признакам законности, определенности, конкретности и исполнимости, т.е. не соответствует ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 55 КРФ и ст. 23 ФЗ №135-ФЗ. (Дело № А65-6864/2017)