После траура по погибшим в ходе страшной трагедии в Кемерово необходимо тщательно изучить причины, чтобы подобное больше не повторялось.
Конечно, в первую очередь следует упомянуть неэффективность государственного пожарного надзора, сферу ответственности МЧС. Ведь трагедия в Кемерово – случай не единичный, в целом по России от пожаров гибнет в 5-10 раз больше (в расчете на 100 тыс. жителей), чем даже в близких к нам по уровню развития и таких же лесистых странах Восточной Европы, Скандинавии, Канады. Разрыв же со странами Западной и Южной Европы достигает нескольких десятков раз. И при этом МЧС проводит на порядки больше проверок, чем в развитых странах. Другими словами, мелочный контроль там, где без него вполне можно было бы обойтись, при недостаточном внимании к потенциально опасным объектам – явные признаки сильного запаздывания во внедрении риск-ориентированного подхода. При этом внедрение механизмов страхования ответственности хорошо зарекомендовало себя в «смежной» области контроля промышленной безопасности, осуществляемой Ростехнадзором. Добавьте сюда постоянно возникающие у предпринимателей вопросы к пожарному надзору по коррупционным рискам.
Может показаться странным, но часть ответственности за масштабы трагедии в кемеровской «Зимней вишне» лежит не только на МЧС, но и на руководителе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоре Артемьеве.
Установка дешевых, контрафактных и несертифицированных систем, происходит благодаря уродливой системе госзаказа, созданной почти исключительно усилиями Игоря Артемьева и его окружения. Именно ФАС мы обязаны «аукционному крену», когда 60% госзаказа идет по аукционам, в то время как в развитых странах эта доля близка к нулю. Ведь аукцион вообще не приспособлен для закупки (он оптимален для продажи, например, участков недвижимости, прочего имущества, радиочастот и т.д.). На аукционе, где единственный критерий – цена, всегда победит некачественная, некондиционная, просроченная продукция. Если только заказчик не договорится с потенциальным поставщиком, не составит техзадание под него. Если в закупках развитых стран для избежания всевозможных рисков и поддержки конкуренции тендер распределяется между несколькими заказчиками, то при аукционе победитель получает все. Другими словами, аукцион способствует не только вытеснению качественной продукции, но и коррупции и монополизации.
Аукционный крен в российских госзакупках привел к увеличению количества посредников, вытеснению из госзаказа конечных производителей, мошенническим схемам с бюджетными средствами, демпингу, вытеснению отечественных производителей иностранными компаниями в госзаказе, падению качества и срыву строительных работ, отравлению школьников из-за поставок некондиционного питания.
А применительно к поставкам противопожарным систем – к уходу с рынка профессионалов, мы как класс потеряли тех, кто способен обслуживать эти системы и именно из-за позиции ФАС из ТЗ были убраны все требования к выполнению таких работ. Компании-производители остались, А вот компаний, умеющих профессионально обслуживать системы, практически не осталось, и сигнализацией занимаются в лучшем случае телемастера, в худшем – повара кондитеры. В результате фирмы делают вид, что обеспечивают обслуживание социальных объектов, получая за это бюджетные деньги.
Кроме того, руководство ФАС (Игорь Артемьев и его заместители Андрей Цариковский и Александр Кинев) активно пытались поучаствовать в переделе рынка противопожарных систем. Оставим за скобками вопросы коррупции и тот факт, что рынок является высококонкурентным: если бы к настоящим крупным монополистам ФАС подходила с таким усердием и вниманием, у нас в стране давно не было б проблем с конкуренцией. Самое главное – десятки дел, возбужденных ФАС, затормозили внедрение системы автоматического вызова пожарных бригад. Именно вследствие беспрецедентной активности и десятков дел, предписаний и публичной активности ФАС министр Владимир Пучков отменил 29 января 2016 года приказ своего предшественника Сергея Шойгу о внедрении системы автоматического вызова сил пожарной охраны, разработанный ФГУ ВНИИПО МЧС России. Сигнал передается по специально выделенному МЧС России Министерством обороны радиоканалу в течение одной минуты после обнаружения системой сигнализации первых признаков возгорания. За годы работы на тех объектах, где была внедрена система удалось добиться снижения смертности в 14 раз. То есть смертность опустилась среднероссийских показателей, которые чуть лучше скандинавских, и приближаются к западноевропейским.
Соответственно, все усилия, направленные на осуществление оперативного реагирования служб пожарной охраны, свелись к нулю, что приводит к гибели людей, т.к. в цепочке передачи сигнала опять появляются компании посредники, у которых не стоит задача реагирования вовремя. А ведь известно, что пи пожаре дорога каждая минута. Именно интересы этих посредников, делающих бизнес на устаревшей, затратной и нерасторопной системе противопожарной охраны, активно защищает ФАС.
История не терпит сослагательного наклонения. Но если бы в кемеровской «Зимней вишне» была установлен система автоматического вызова, то, во-первых, в МЧС была бы информация о работе сигнализации, и ситуация, когда ее отключил охранник, была бы просто невозможна. Во-вторых, информация о возгорании была бы у МЧС мгновенно, и пожарные приехали бы сразу, а не через 30 минут. Значит, трагедии можно было бы избежать, и уж точно – в таких чудовищных масштабах. Если бы не созданная руководством ФАС уродливая система госзаказа с аукционным креном, на рынке присутствовали бы большой выбор компаний, оказывающих качественные услуги по обслуживанию противопожарных систем по доступным ценам, и не поддерживались бы дилетанты (вспомним повара-кондитера, отвечающего в «Зимней вишне» за пожарную безопасность) и посредники, умеющие только договариваться с чиновниками. А значит, Артемьев и его подчиненные как минимум косвенно ответственны за масштабы кемеровской трагедии. (Дело № А43-21670/2017)