Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против ООО «Газпром трансгаз Казань», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Ведомство Игоря Артемьева уже давно имитирует бурную деятельность. В том что касается крупнейших российских компаний, это выражается в делах, которые могут вызвать улыбку либо недоумение. Вспомним штраф на 5000 тыс. рублей, наложенный ФАС на «Роснефть», или дела против РЖД за то, что она «навязывает» пассажирам застеленное белье. Рассматриваемое ниже дело против дочерней структуры «Газпрома» из этой же категории – дело касается мелкой закупки, а не понравилось ФАС то, что компания прописала в Положении о закупках право не обращать внимания на мелкие недочеты и погрешности заявок. По идее, такую формулировку надо только приветствовать – она не позволяет отказать поставщику по надуманному предлогу, «из-за запятых». Но ФАС не придумала ничего лучше, как попытаться заставить «Газпром» стать крючкотвором.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против ООО «Газпром трансгаз Казань» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 №223-ФЗ и части 4 статьи 18.1 №135-ФЗ, выразившегося в нарушении положений законодательства о закупках, которое может привести к допуску участника, чья заявка не соответствует требованиям документации о закупке.
Извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме №31604225785 «Экспертиза промышленной безопасности проектной документации» было размещено на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 19.10.2016. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) — 1 180 000 руб.
Судами установлено, что основанием для принятия оспариваемых решения и предписания послужил вывод ФАС о противоречии пункта 9.8.7 Положения о закупках товаров, работ, услуг, согласно которому организатор закупки вправе не обращать внимание на мелкие недочеты, несоответствия и погрешности, которые не оказывают существенного влияния на условия, предлагаемые участниками запроса предложений, и на возможности участника запроса предложений, связанные с выполнением обязательств по договору, пункту 2 части 1 статьи 3 №223-ФЗ, предусматривающему, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики по отношению к участникам закупки руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции.
ФАС посчитала, что указанная формулировка позволяет заказчику при рассмотрении заявок допустить участника, чья заявка не соответствует требованиям документации о закупке.
По мнению суда, в рассматриваемом случае ФАС приняла оспариваемое решение по иным, не предусмотренным федеральным законом основаниям, чем вышла за пределы своей компетенции. Суд отмечает, что в рассматриваемом случае ФАС не установила в действиях ООО «Газпром трансгаз Казань» нарушений, предусмотренных ч. 10 ст. 3 №223-ФЗ. Таким образом, оснований для принятия оспариваемого решения, как и выданного на его основании предписания не имелось. (Дело № А65-5836/2017)