Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) против муниципального бюджетного учреждения (МБУ) Выборгский района Ленинградской области «Бюро по административно-хозяйственной деятельности», подтвердив тем самым решение суда предыдущей инстанции. Дело касалось трех мелких закупок ГСМ, причем одна из них с ценой менее 50 тыс. руб. На выявление и пресечение этого «нарушения века», включая судебные тяжбы, ФАС потратила явно больше потенциальной экономии. Мы уже давно предлагали смягчить контроль над мелкими закупками, а закупки ГСМ и других биржевых товаров осуществлять на бирже. Тогда вопросов по цене не возникнет, а расходы снизятся на порядок.
Началось с того, что ФАС возбудила дело против Бюро по признакам нарушения части 1 статьи 17 №135-ФЗ, выразившегося в создании участнику торгов ООО «Выборгская топливная компания» преимущественных условий при подаче заявки на участие в закупке, в результате ограниченного описания заказчиком требований к поставке товара, в том числе, способа отпуска товара и введения ограничений по территориальному признаку.
25.02.2016 МКУ «Единое управление муниципальными заказами» на официальном сайте zakupki.gov.ruu разместило извещение № .0845300015016000035 о проведении электронного аукциона на поставку топлива. Наименование объекта закупки: поставка топлива. Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) 1 248 787 рублей. Согласно техническому заданию, предметом закупки является поставка топлива, целью закупки является обеспечение заказчика (Бюро) топливом с использованием сервисных абонементов. При этом, в соответствии с разделом 6 Технического задания место расположения хотя бы одной автозаправочной станции не должно превышать расстояние 5 км от юридического адреса Заказчика.
Также, расположение автозаправочных станций должно давать возможность заправки транспортных средств заказчика по сервисным абонементам, в том числе на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в гг. Выборг, Светогорск, Приморск, Каменногорск.
Отпуск товара должен осуществляться по сервисным абонементам на автозаправочных станциях, находящихся в собственности поставщика. Срок действия сервисных абонементов должен составлять не менее 6 месяцев с возможностью замены неиспользованных на сервисные абонементы нового срока действия или предоставления бессрочных сервисных абонементов. По итогам торгов контракт заключен с единственным участником закупки — ООО «Выборгская топливная компания» по цене, равной НМЦК.
26.02.2016 МКУ «Единое управление муниципальными заказами» на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №0845300015016000036 о проведении электронного аукциона на поставку горюче- смазочных материалов. Наименование объекта закупки: поставка горюче-смазочных материалов (бензин АИ-95). НМЦК – 49 049 руб. Согласно техническому заданию, предметом закупки является поставка горюче-смазочных материалов, целью закупки является обеспечение заказчика горюче-смазочными материалами (бензин АИ-95) с использованием сервисных абонементов.
Расположение АЗС должно давать возможность заправки транспортных средств заказчика по сервисным абонементам на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в том числе на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в гг. Выборг, Светогорск, Приморск, Каменногорск. По итогам торгов контракт заключен с единственным участником закупки – ООО «Выборгская топливная компания» по цене, равной НМЦК.
02.03.2016 МКУ «Единое управление муниципальными заказами» на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №0845300015016000043 о проведении электронного аукциона на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива. Наименование объекта закупки: поставка автомобильного бензина и дизельного топлива. НМЦК — 660 400 рублей. Согласно техническому заданию, предметом закупки является поставка автомобильного бензина и дизельного топлива, целью закупки является обеспечение заказчика автомобильным бензином и дизельным топливом с использованием сервисных абонементов. По итогам торгов контракт заключен с единственным участником закупки – ООО «Выборгская топливная компания» по цене, равной НМЦК.
ФАС установила, что в аукционной документации по извещениям от 25.02.2016 №0845300015016000035, от 26.02.2016 №0845300015016000036, от 02.03.2016 №0845300015016000043 на поставку горюче-смазочных материалов отсутствует требование к поставщику о необходимости наличия в собственности автозаправочных станций, расположенных на трассе Выборг-Санкт-Петербург, а также в населенных пунктах гг. Выборга, Светогорска, Приморска, Каменногорска.
По мнению суда, ФАС пришла к правомерному выводу о том, что формирование аукционной документации (извещение от 25.02.2016 № 0845300015016000035, от26.02.2016 № 0845300015016000036, от 02.03.2016 №0845300015016000043) с указанием требования о наличии у поставщика топлива в собственности АЗС, а также их расположение в г. Каменногорск и г. Приморск приводит к ограничению количества участников размещения заказа. (Дело № А56-64000/2016)