Основная тема форума — нынешнее состояние системы государственных, муниципальных и корпоративных закупок и перспективы ее развития. Для представителей бизнеса эта тема является актуальной и даже острой, поскольку сегодня многие индивидуальные предприниматели и ООО «держатся» исключительно за счет муниципальных заказов либо корпоративных закупок.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра входит в пятерку регионов России с самым большим объемом закупок у субъектов малого и среднего бизнеса. В прошлом году государственными и муниципальными структурами было заключено порядка 2,5 договоров о поставках товаров и услуг с этой категорией подрядчиков на общую сумму более 68 млрд рублей. При этом, как подсчитали эксперты, уровень экономии бюджетных средств при закупках у субъектов МСП в 11 раз выше, чем при заказах у крупных исполнителей.
В то же время у заказчиков и подрядчиков накопилось немало вопросов друг к другу, которые осложняют и без того непростые взаимоотношения сторон. К примеру, бизнесмены жалуются на сложную процедуру получения контрактов, оформления финансовой гарантии и задержки оплаты со стороны заказчиков. А те, в свою очередь, выражают недовольство качеством услуг и товаров, поставляемых подрядчиками. Форум, организованный Торгово-промышленной палатой Югры и Сургутской ТПП, стал площадкой для обсуждения этих наболевших проблем.
«Тема перспективная, потому что сегодня на федеральном уровне стоит задача о передаче субъектам малого и среднего предпринимательства порядка 10% государственных услуг, на региональном уровне у нас уже порядка 25-30% услуг переданы субъектам МСП. Плюс сейчас активно развивается система некоммерческих организаций, передача государственных и муниципальных услуг в социальной сфере: образование, здравоохранение, работа с пожилыми людьми, в области культуры. Поэтому сегодня важно говорить о развитии законодательства и о перспективах дальнейшего вхождения на этот рынок», — говорит о задачах форума генеральный директор Сургутской Торгово-промышленной палаты Анна Чурманова.
По мнению экспертов, накопился целый ком проблем, который уже начинает разваливать урегулированную систему государственных и муниципальных закупок. В частности, участники форума говорят об излишней зарегулированности закупок. Так, на сегодня в сфере госзаказа заняты более 900 тысяч человек, что сравнимо с численностью МВД, отмечает директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.
«Многие из этих людей честно выполняют свою работу, но часть из них просто являются излишними. По нашим данным, 75% дел, которыми занимается ФАС, это мелкие закупки, которые в развитых странах вообще не контролируются. Процедурный контроль по мелким закупкам, до 500 тысяч рублей, по моему личному мнению, является избыточным, бессмысленным и генерирует отрицательную селекцию. Такого процедурного контроля за мелкими закупками нет нигде в мире. А любой контроль стоит денег и, говоря о некой экономии бюджетных средств, этого никто не учитывает. Бизнес уже вкладывает в цену издержки контроля и сложных процедур», — сетует Алексей Ульянов.
В то же время 44-ый федеральный закон не прописывает пределов снижения цены. В результате аукциона начальная (максимальная) цена контракта может снизиться в несколько раз, что неизбежно сказывается на качестве работ, товаров или услуг. За примерами далеко ходить не надо. Летом администрация Сургута объявила аукцион на поставку теплых остановочных павильонов, который выиграла никому не известная фирма из Казани, предложившая наименьшую цену. Однако позже выяснилось, что выполнить заказ подрядчик не может. В итоге контракт пришлось расторгнуть и объявлять новые торги. «Золотое» летнее время для установки комплексов было упущено, и когда теперь в городе появятся остановки с подогревом — большой вопрос.
Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо реформировать законодательство в сфере госзакупок, считают эксперты. И эти новшества уже готовятся.
«Поправки в 44 закон составляют 200 страниц, которые сейчас лежат в Госдуме в ожидании второго чтения. Предлагается увеличить количество процедур, чтобы были не только аукционы, но и конкурсы предложений. Примерно 60% аукционов будут заменены на другие процедуры. Электронные площадки уже начали готовиться к этим изменениям. Также будет создан единый реестр поставщиков, то есть поставщики сначала должны будут зарегистрироваться в системе, а потом уже оттуда информация попадет на площадки, а не наоборот, как сейчас. Кроме того, будет введена система казначейского контроля исполнения контрактов», — рассказывает генеральный директор ЗАО «ТЭК-торг» Дмитрий Сытин.
Новый проект закона объединяет все виды закупок: государственные, муниципальные и корпоративные. Условное название документа «Закон о контрактной системе». По словам экспертов, он должен учесть все вопросы, которые сейчас возникают у предпринимателей и заказчиков, но в то же время сломает уже сложившуюся систему, которая хоть и не идеальна, но уже понятна и привычна. Сургутский форум стал площадкой для обсуждения изменений законодательства. По итогам работы будет принята резолюция, в которую войдут предложения участников по всем проблемам, которую планируется передать в Государственную думу.
Источник: Rambler.