Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов, а также Минэкономразвития, недавно лишенный функции нормативного обеспечения госзакупок, решили ускорить принятие очередных поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ (законы о федеральной контрактной системе, госзакупках, и закупках госкомпаний и естественных монополий).
Речь идет о старой идее ФАС – завершить формирование в России уникальной, нигде больше в мире не существующей системе закупок, где здравый смысл принесен в жертву мифическим идеям конкуренции. И интересам рейдеров и иностранных транснациональных корпораций, куда ж без них. Ускорение процесса стало возможным после того, как профильный департамент Минфина, которому были переданы функции регулирования закупок, возглавила Татьяна Демидова – креатура главы ФАС Игоря Артемьева. Она долгое время возглавляла управление закупок в самой ФАС, является супругой другого члена команды Артемьева – Владимира Ефимова, ныне министра московского правительства. Поэтому, как говорится, Демидова давно в «теме».
Поправки с июня 2015 г. лежали в Думе без движения, и было очевидно, что в предложенном виде они не пройдут – иначе встанет вся экономика, как минимум ее 70% ее огосударствленной части.
Было очевидно, что часть «хотелок» команде ФАС придется сдать. Свои интересы отстоял, как всегда, «Газпром», но бонусами смогут воспользоваться и другие госкомпании, особенно крупные.
Перевод всех закупок госкомпаний в электронный вид не состоится, он будет предусмотрен только для госзакупок. Возможно, это и повысит прозрачность конкурсов, которые сейчас проводятся в бумажном виде. Но не будем забывать, что ни одна страна в мире не создала единый портал госзакупок. И хотя некоторые международные организации очень хвалили Игоря Артемьева за подобную прозрачность, ни США, ни страны ЕС, ни даже развивающиеся страны почему то не последовали нашему «замечательному» примеру. За исключением, правда, администрации Украины, которая намеревается повторить российский опыт с единым прозрачным порталом (естественно, без упоминания что это опыт Москвы, но не удивимся, если с помощью тех же иностранных консультантов).
По данным экспертов, 1/3 трафика обеспечивается зарубежными «пользователями». То есть речь идет о том, что мы за бюджетные деньги создали удобный сервис для наших партнеров, которые с помощью технологий больших данных получают полную картину российской экономики.
Из отечественных пользователей эта открытость помогает бороться с коррупцией разве что экспертам Алексея Навального, попытки ОНФ пока были не столь впечатляющи.
Но дальше еще интересней. Представители бизнес-омбудсмена Бориса Титова и «Деловая Россия» давно предлагали отменить обязательное обеспечение контрактов для тех представителей малого и среднего бизнеса, которые являются непосредственными производителями товаров, работ, услуг, и имели положительный опыт участия в госзакупках (контракты в прошлом исполнены без претензий). Действительно, для производственного МСП, работающего как правило с невысокой рентабельностью, требование обеспечения становилось барьером на пути участия в госзаказе. Да и смысл обеспечения в том, чтобы страховаться от недобросовестных участников, а если уже известно, что участник добросовестный?
И как же поступили ФАС с Минфином? Они предлагают отменить обеспечение для всех контрактов менее 5 млн. руб., при этом обеспечить анонимность участников. Другими словами, для рейдеров. В экспертной среде давно известно о связях ФАС, включая руководящих госзакупками Демидовой и Петросяна (источник), с сомнительными конторами, делающими бизнес как на выигрывании торгов, так и на шантаже и «гринмейле» добросовестных участников закупок.
Этому свидетельство не только периодически всплывающие одиозные случаи, но и перманентные двойные стандарты в делах ФАС по закупкам – то есть диаметрально противоположные решения в идентичных ситуациях, которые принимаются зачастую в 1 день.
Анонимность участников и возможность участия всем кому не лень в торгах вызывает особые вопросы на фоне участившейся практики использования «аукционных роботов», которую все чаще выявляет ФАС в регионах. Наша контрактная система уже давно известна тем, что требует зачастую имитации конкуренции производителя со своими дилерами. Теперь имитировать будут роботы и боты.
Это при том, что в невиртуальной реальности созданная ФАС система породила чудовищную монополизацию в закупках. Это достигнуто, во первых, вытеснением производственных МСП из госзаказа требованием обеспечений и другими бессмысленными административными барьерами и избыточным процессуальным контролем над мелкими закупками. Во-вторых, использованием аукционов – в России аукцион составляет 58-59% госзаказа, в развитых странах – менее 5%. А ведь аукцион с его принципом «победитель получает все» как раз и ведет к монополизации.
Например, если речь идет о большом строительном контракте, то проигравшие строительные фирмы вынуждены уйти из бизнеса. А если победитель попытается взять их на субподряд (эта практика стимулируется в развитых странах), ФАС всех скопом обвинит в картельном сговоре.