В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба ОАО «Саратовские авиалинии» на ОАО «Ижавиа». Согласно жалобе, ОАО «Саратовские авиалинии» направило заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий по аэропорту ОАО «Ижавиа» с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск-Москва-Ижевск» в период с 27.03.2016 по 29.10.2016 на воздушном судне Як-42. Однако ОАО «Ижавиа» отказало в их удовлетворении и заключении договора на оказание услуг по приему воздушных судов в аэропорту Ижевска.
На основании поступившей жалобы ФАС возбудила дело в отношении ОАО «Ижавиа» по признакам нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ. Регулятор наложил штраф в размере 486 тыс. руб.
Отказ ОАО «Ижавиа» был мотивирован тем, что частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ), была определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ. Прогнозируемая интенсивность движений воздушных судов Як-42 на аэродроме Ижевск была близка к предельной (700). В случае начала выполнения полетов воздушными судами авиакомпании ОАО «Саратовские авиалинии» данная величина была бы значительно превышена и потребовала бы перевода взлетно-посадочной полосы в 6 категорию по уровню УТПЗ. Аэропорт Ижевска не готов был к увеличению частоты движения ВС. АО «Ижавиа» готово было оказывать услуги и заключить договор на оказание услуг естественных монополий при условии выполнения рейсов на воздушных судах, относящихся к категории УТПЗ не выше 5.
ОАО «Ижавиа» 30.06.2015 был утвержден план мероприятий для обеспечения возможного перехода аэродрома Ижевска с 5 на 6 категорию по УТПЗ, согласно которому ориентировочная стоимость выполнения мероприятий составила 12,4 млн. руб., из них единовременно – 10,6 млн. руб., ежемесячно – 1,8 млн. руб. Причем 8,6 млн. руб. составляла стоимость аэродромного пожарного автомобиля. До 12.11.1998 ВПП аэродрома Ижевск имела 6 категорию по УТПЗ. В соответствии с приказом ГП «Ижавиа» от 12.11.1998 №342, категория ВПП по УТПЗ была снижена с 6 на 5 в связи с уменьшением объемов авиаперевозок через аэропорт Ижевска. Согласно пояснениям АО «Ижавиа», прогнозируемое количество движений данных ВС за июнь-август 2016 года в аэропорту Ижевска составило 700.
Вместе с тем, в другие месяцы 2016 года прогнозируемое количество движений ВС 6 категории по УТПЗ составило менее 700 за три месяца. Следовательно, АО «Ижавиа» имело возможность предложить ОАО «Саратовские авиалинии» условия, на которых авиакомпания могла осуществлять перевозки пассажиров на ВС типа Як-42 в заявленный период 2016 года.
Из представленных АО «Ижавиа» документов следовало, что до мая 2016 года авиакомпания владела на праве собственности ВС 5 категории по УТПЗ, вместе с тем, большую часть полетов осуществляла с/на аэропорт Ижевска на арендованных ВС 6 категории по УТПЗ. Так, в 2013 году количество движений на ВС 5 категории по УТПЗ составило 268, в 2014 году — 383, в 2015 году — 251. В 2013 году количество движений на ВС 6 категории по УТПЗ составило — 2 128, в 2014 году — 2 298, в 2015 году — 2 363. При этом категория ВПП по УТПЗ аэропорта Ижевска соответствует 5. Согласно свидетельству о государственной регистрации аэродрома, режим эксплуатации аэродрома Ижевск при обслуживании ВС, в том числе, типа Ан-24, Як-42, Ту-134 установлен без ограничений интенсивности полетов. Таким образом, техническая возможность аэропорта позволяет осуществлять 2880 движений воздушных судов 6 категории по УТПЗ — Як-42 в месяц.
Кроме того, ОАО «Саратовские авиалинии» предложило АО «Ижавиа» безвозмездно оказать помощь в повышении категории ВПП по УТПЗ до 6 категории в аэропорту Ижевска для приема/выпуска регулярных рейсов авиакомпании. От оказания содействия в повышении категории АО «Ижавиа» отказалось. По мнению ФАС, отказ АО «Ижавиа» от безвозмездной помощи в повышении категории свидетельствовал о том, что АО «Ижавиа» не заинтересовано в повышении категории, поскольку сложившаяся в аэропорту Ижевска ситуация, позволяло АО «Ижавиа» отказывать обратившимся авиакомпаниям и не допускать на рынок иных перевозчиков. На основании вышесказанного, 17 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение и постановление ФАС о наложении штрафа в силе. (Дело № А71-13610/2016)