18485428_1935976673288017_6139775146775328140_n

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба саморегулируемой организации «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков» о наличии в действиях федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «Морспасслужба Росморречфлота» признаков нарушения антимонопольного законодательства. По мнению заявителя, «Морспасслужба» установила и поддерживала монопольно высокие цены на рынке оказания услуг по несению готовности к локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов (ЛРН). При этом в ассоциацию обратились ее члены (ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ», ООО «Бункеровочная компания ТрансОйлБункер» и ООО «Мортранс»), осуществляющие деятельность по бункеровке судов в морских портах и портопунктах Приморского края и на северо-западе РФ, по вопросу действий учреждения, которые имеют признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке предоставления услуг по несению готовности к локализации и ЛРН при проведении операций с нефтепродуктами на акватории морских портов и портопунктов.
ФАС возбудила дело в отношении ФБУ и АО «Роснефтефлот» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, что выразилось в установлении поддержании монопольно высокой цены товара путем изменения системы тарификации услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов (ЛРН) при осуществлении бункеровочной деятельности бункеровочными судами в акваториях морских портов РФ. По мнению регулятора, это привело к кратному увеличению цены на указанные услуги. Совокупная доля ФБУ и АО «Роснефтефлот» в морских портах, где услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН оказываются обеими организациями, составляет более 90%. Все обратившиеся в ассоциацию организации имели действующие на дату обращения договоры с ФБУ на оказание услуг по несению готовности к ЛРН, с возможностью пролонгации на 2015 год. Однако ФБУ сообщило контрагентам, что в связи с увеличением расходов на содержание аварийно-спасательного формирования и выработкой единой тарифной политики договоры не будут пролонгированы на 2015 год. ФБУ предложило с 01.01.2015 заключить договоры на новых условиях, в соответствии с которыми для бункеровочных компаний из Приморского края вместо ранее действующей фиксированной суммы ежемесячного платежа за предоставление услуг по несению готовности к ЛРН вводится фиксированная сумма оплаты с каждой тонны предоставленного судам бункеровочной компанией бункерного топлива (из расчета 119 руб. за одну тонну, переваливаемого бункерного топлива). Несение готовности к ЛРН аварийно-спасательными формированиями, в том числе ФБУ, осуществляется без присутствия их сил и средств (специализированных судов и т. д.) в местах осуществления бункеровки судов. Следовательно, по мнению ФАС, увеличение ФБУ расходов на содержание своих аварийно-спасательных формирований не может быть обусловлено несением готовности к ЛРН при осуществлении бункеровочными компаниями бункеровки судов.
Доля на рынке услуг по несению готовности к ЛРН на море и во внутренних водах за 2014 год по Приморскому краю в стоимостном выражении по расчетам ФАС составил у ФБУ 38%, у АО «Роснефтефлот» 55,6%. Фактическая стоимость одной переваленной бункеровочными компаниями тонны нефтепродуктов по договорам с Приморским филиалом ФБУ в 2014 году составила 8,73 рубля за 1 т. Предусмотренный в 2015 году тариф в размере 119 рублей за каждую переваленную бункеровочными компаниями тонну нефтепродуктов в 13,6 раза превышает фактическую стоимость аналогичной услуги, оказанной филиалом по договорам в 2014 году. При этом в конце 2014 года АО «Роснефтефлот» и ФБУ практически одновременно уведомили обслуживаемые ими бункеровочные компании о повышении цены на услугу по несению готовности к ЛРН с 01.01.2015 на примерно одну и ту же величину — 115 и 119 руб. за 1 т соответственно.
По мнению ФАС, установление оплаты по договору на оказание услуг по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН, т. е. фактически платы за право заказчика заявить требования исполнителю по выполнению услуг и работ, не может никаким образом соотноситься с необходимыми затратами и эксплуатационными расходами на содержание аварийно-спасательного формирования, а также не имеет никакого отношения к количеству переваленных заказчиком тонн нефтепродуктов, поскольку, постоянная аварийно-спасательная готовность к реагированию и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с возможным разливом нефтепродуктов, возложена на аварийно-спасательные службы законодательством, а не указанным договором. ООО «НИКО» также отмечено, что со стороны учреждения в 2016 году продолжалось поддержание монопольно высокой цены на фактически неоказываемые услуги — по несению готовности к ЛРН. Доводы учреждения о том, что размер введенного с января 2015 года потоннажного сбора (от 119 до 250 рублей за 1 т в зависимости от порта) составляет незначительную долю в конечной стоимости бункерного топлива, являются несостоятельными ввиду следующего. Цена на оказание реальной, на порядок более затратной по сравнению с несением готовности к ЛРН, услуги по бункеровке судов (баржингу) составляет в среднем 350 — 450 рублей за 1 т и может быть ощутимо меньше в зависимости от существующей рыночной конъюнктуры.
Рыночная цена бункерного топлива на основе мазута (составляет порядка 80% от всего предлагаемого на российском рынке бункеровки судов бункерного топлива), определяемая мировой конъюнктурой цен на нефть и конкуренцией с ближайшими иностранными портами сопредельных государств, в настоящее время в российских портах стремительно падает. Например, на северо-западе РФ она уже практически равна мировой цене за баррель нефти, т. е. $30-40 за 1 т. Следовательно, по мнению ФАС, существующий необоснованно многократно завышенный (минимум в 15 раз), установленный с января 2015 года ФБУ и АО «Роснефтефлот», уровень цен потоннажного сбора за несение готовности к ЛРН уже оказывает негативное влияние на конкурентоспособность цены предлагаемого в российских портах бункерного топлива по сравнению с ценой на бункерное топливо в сопредельных иностранных портах и на привлекательность российских портов для судовладельцев. С учетом вышеизложенного, наблюдается существенное падение количества судозаходов в российские морские порты за счет резкого сокращения заходов в российские порты, включая порты Дальнего Востока, так называемых транзитных судов, которые предпочитают бункероваться в иностранных портах сопредельных государств. По мнению суда, ФАС правомерно пришел к выводу о том, что в действиях ФБУ и АО «Роснефтефлот» имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части злоупотребления доминирующим положением и установления монопольно высокой цены на услуги по несению постоянной аварийно-спасательной готовности к ЛРН бункеровочным компаниям. В связи с этим, 9 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение ФАС в силе. (Дело № А40-106184/2016)