04

Чудная новость от агентства «Блумберг», достойная Оруэлла: бензин в США отныне стоит дешевле, чем в России. А Воронеж, как известно, — чемпион центральной России по этим ценам: в среднем 38,7 руб./л (АИ-92 — 37,18, АИ-95 — 40,15). В этом году бензин в Воронежской области уже подорожал на 4-5%, в 3 раза превысив обещанную Правительством инфляцию. Правда, американцы на свою зарплату могут купить бензина в десятки раз больше, чем воронежцы, да и транспортный налог у них входит в цену бензина, а у нас его платят отдельно, но это мелочи: мы — чемпионы!

В 2009 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что всплеск цен на бензин свидетельствует о сговоре, — а по указанию руководителя ФАС Игоря Артемьева, АИ-95 не должен быть дороже 19 руб./л. ФАС пыталась урегулировать этот вопрос «мирно», но нефтяные компании не захотели слушать. Результат действий ФАС известен, и больше угроз ФАС по этому поводу не слышно. В 2010 году тогда Премьер-министр Владимир Путин гневался, что цены на бензин в России завышены. Но даже Путин нефтеторговцев не напугал. В 2011 году Путин вновь велел бензину дешеветь. Цены откатились на рубль-полтора, но во многих регионах бензин пропал или резко вырос в цене. Тогда Вице-премьер Игорь Сечин объяснил это дефицитом, но Путин рубанул правду-матку: «Дело не в дефиците, дело в сговоре!». Чистый доход российских нефтяных компаний по итогам 2011 года достиг рекордных $45 млрд.

В 2014 году Президент Владимир Путин опять удивлялся: «Рост зафиксирован в рознице, хотя оптовые цены снижаются — куда ФАС смотрит?». ФАС при этом проигнорировала Президента, пояснив, что повышение цен связано с «объективными» причинами. Более того, ФАС использовала формулировки нефтяников, что рост цен объясняется «высокой налоговой нагрузкой» и «неблагоприятной конъюнктурой». И в результате не применила мер антимонопольного реагирования. До реакции Президента ФАС  возбудила дело против «Башнефти» и «Лукойла» за манипуляции с ценами. В ответ бензин подешевел на 2–3 коп. Ближе к концу года нефть Brent упала со $110 до $80 за баррель, в Европе и США цены на бензин упали до минимума за 5 лет, а в Воронеже они били новые рекорды.

В 2015 году новый всплеск цен произошел одновременно с сообщением, что топ-менеджеры Лукойла получат 45 млрд. руб. дивидендов за 2014-й (Президенту Вагиту Алекперову — 29,7 млрд. руб, Вице-президенту Леониду Федуну — 12,8 млрд.). Летом бензин без объявления войны подорожал в среднем на 1,2 рубля за литр. В 2016 году Президент Воронежской топливной ассоциации Сергей Шишлаков признавал, что на Западе бензин подешевел с 2 евро до 1, но в России к весне подорожает: для сельхозработ его купят по любому. Тогда же Госдума и Совет Федерации сразу в трех чтениях одобрили рост акцизов на 2 рубля за литр бензина и 1 рубль на дизтопливо и объяснили населению: бензин в России должен стоить 100 руб./л! Потому что дешевое топливо тормозит развитие экономики, порождает пробки и портит экологию.

В марте прошлого года стало известно, что падение спроса на воронежских АЗС достигло 40-50%, а рост акцизов грозит спадом еще на 10%. Летом цена бензина в Воронеже росла, как на дрожжах. Например, АИ-92 на заправках Роснефти: 34-69, 34-89, 35-09, 35-29, 35-69… Потом нефтяные компании сбились с ритма, взяв сразу высотку 35-95. В июле подсчитали, что с июля 2014 года ​мировые цены на нефть упали на 60%, и в США цена литра бензина упала в среднем на 38%, а в России АИ-92 подорожал на 11%. Иначе говоря, никакого рынка в России нет, а есть монопольный диктат монополистов. В результате цены на бензин в Воронеже в прошлом году были рекордными в ЦФО и даже опережали Москву.

С «бензиновыми делами» которыми так гордится ФАС, т.к. самые большие штрафы в истории службы были получены с нефтяных компаний, не все так просто. Нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчитался Путину о проделанной работе. Согласно данным официальной статистики, в 2010 году цены на бензин выросли на 6,5% (ниже инфляции). Почти весь год продолжалось разбирательство нефтяных компаний с ФАС в судах в рамках т.н. «второй волны» дел, которую антимонопольные органы возбудили против нефтяников. Однако уже с января 2011 года, то есть через месяц после выплаты штрафов в размере 15 млрд. рублей, которые 4 нефтяные компании, наконец, выплатили за нарушения двухгодичной давности, рост цен на бензин продолжился опережающими темпами (можно предположить – в целях компенсации уплаченных штрафов за счет потребителей). Только за 1 полугодие 2011 года цены на бензин выросли на 11,6% (заметно выше инфляции), то есть рост был в 4 раза быстрее, чем в 2010 году.

Разумеется, учитывая социально-экономическую значимость данного товара, ФАС не могла оставить в стороне действия нефтяников. Игорь Артемьев объявил о начале «третьей волны» дел против нефтяных монополистов. Но дела были возбуждены по ценам на авиакеросин и дизтопливо, а не по бензину! Иными словами, как бы в обмен на уплату штрафа ФАС «не заметила», как нефтяники его компенсировали за счет потребителей в течение последующих 6 месяцев.
Уже потом, осенью 2011 года, ФАС возбудила очередное бензиновое дело. Но только в отношении одной компании – ТНК-ВР. В ходе разбирательства сошлись не на монопольно высоких ценах на бензин, а на создании дискриминационных условий (вообще, почему одних крупных игроков наказывают, а других крупных (например, ОАО «Сургутнефтегаз») – нет, а также почему столь разнятся штрафы по наказанным компаниям, почему в ходе заключения т.н. «мировых соглашений» с ФАС размер штрафов снижается – предмет особого, более подробного исследования). В итоге нефтяные компании продолжили повышение цен на бензин (начало 2011 г.) сразу после того, как штрафы за предыдущее повышение были уплачены, и глава ФАС отчиталась Путину о проделанной работе. Игорь Артемьев: «При повышении акцизов все будет зависеть от того, как будет складываться рыночная ситуация. Но резких скачков быть не должно. Здесь несколько факторов будет работать. Акциз прямо транслируется в цену. Насколько Правительство решило увеличить акциз, то есть пополнить бюджет, чтобы решить социальные программы, настолько цена может теоретически вырасти».

Примечательно, что на научно-практической конференции «Правовое регулирование ТЭК России» заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что только за 2011 год крупные нефтяные компании приобрели 200 небольших автозаправочных компаний, что, разумеется, повышает уровень монополизации в отрасли и ограничивает конкуренцию. Необходимо отметить, что ФАС вправе заблокировать сделку, если она ведет к ограничению конкуренции, однако за 2011 год ФАС ни раз не воспользовалась своим правом. Так что монополизация рынка нефтепродуктов и уменьшение доли «малого автозаправочного бизнеса» происходит при прямом попустительстве ФАС.

Один из немногих примеров классического антимонопольного кейса (а не столь любимых регулятором дел по «ущемлению интересов») в практике ФАС: монополист, компания-оптовик, работающая одновременно и на розничном рынке, повышает оптовые цены более высоким темпом (или даже выше в абсолютном выражении) розничных. Независимые АЗС несут убытки и вытесняются с рынка. Зачастую их бизнес в итоге скупается компанией монополистом. Именно на такие кейсы, а не на банальный «рост цен на бензин» должна в первую очередь обращать внимание ФАС, ведь рост цен — это уже следствие монополизации. Борясь не с причиной, а со следствием, трудно добиться положительного эффекта — в лучшем случае монополист переложит выплаченные ФАС штрафы на потребителей. К сожалению, подобных «классических антимонопольных кейсов» в практике ФАС немного. В большинстве регионов поглощение независимых АЗС произошло при бездействии регулятора. Но даже там, где дела возбуждаются (например, в Нижегородской области и Приморском крае), они не могут устоять в суде.

В Европе и США падение мировых цен на нефть автоматически привело к падению цен на АЗС и снижению их на все, в чью себестоимость входит топливо, — на хлеб, авиа­перевозки и даже шампанское с трюфелями. Не станем вспоминать об уровне жизни граждан Саудовской Аравии благодаря нефти, газу и шейхам. Но даже в Ливии до войны средняя зарплата была на 66% больше, чем в России. С пособием в $500 в месяц на каждого работающего средний доход ливийца был в 2,5 раза выше, чем у нас. Туркменистан — тоже нефтегазовый. Средняя зарплата, в пересчете на рубли, — вдвое выше, чем в России. Плюс гражданам гарантированы до 2030 года бесплатно: природный газ, электроэнергия (90 кВт на человека в месяц), вода и соль, по 120 л бензина в месяц для владельцев легковых авто, по 200 л — хозяевам автобусов и грузовиков и по 40 л — мотоциклистам. А бензин на их заправках стоит в 3 раза дешевле, чем у нас.