Летом 2016 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела в отношении 9 стивидорных компаний, в том числе АО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ), АО «Петролеспорт» (ПЛП) и ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК), входящими в группу Global Ports, а также ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по погрузке и выгрузке грузов (контейнеров). Нарушение ПКТ и ПЛП выразилось в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по перевалке контейнеров в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» с 1 января 2015 года, ВСК – в морском порту «Восточный», НМТП – в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по перевалке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в порту Новороссийск. Регулятор выдал предписания о перечисление в федеральный бюджет дохода от монополистической деятельности. Так как ущерб превышает максимальный размер оборотного штрафа ФАС рассчитала доходы ПЛП, НМТП, ПКТ и ВСК за 2015 г., подлежащие перечислению в федеральный бюджет, вследствие нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по перевалке контейнеров в размере 1,3, 9,7, 4,2 и 1,6 млрд. руб. соответственно. Всего в сумме около 17 млрд. руб. На перечисление средств компаниям отводится 180 календарных дней с момента получения документа. Компании намерены обжаловать решения ФАС в суде. Чиновники оценивают рентабельность их работы в 145–333%, считая этот уровень неадекватным. ФАС поясняет, что несмотря на падение объемов услуг по перевалке контейнеров, рентабельность ПКТ за 2015 год составила 333%, «Петролеспорта» — 145%, а ВСК — 207%. Высокие тарифы, отмечает ФАС, негативно влияют на интересы клиентов компаний, а также ведут к снижению объемов перевалки грузов железной дорогой в адрес портов. В НМТП сообщали, что выводы ФАС по прибыли и рентабельности порта не соответствуют действительности.
Global Ports поясняет, что российский рынок контейнерных терминалов характеризуется высоким уровнем конкуренции на фоне низкой загруженности портовых мощностей. В конце 2016 года она составляла около 50% по сравнению с 74% в 2013 году. По мнению юристов, с учетом того, что ранее ФАС уже шла навстречу игрокам рынка по громкому делу с участием Moller—Maersk, в данной ситуации между стивидорами и регулятором также вполне возможен компромисс.
Снижение цен на перевалку контейнеров под давлением ФАС в первую очередь было бы выгодно международным судоходным компаниям, работающим на российском рынке контейнеров. Новость негативна для депозитарных расписок Global Ports. Тем не менее рынок перевалки контейнеров продолжает расти.
Дела были возбуждены после проведенных исследований рынка стивидорных услуг в российских морских портах в период с 2013 по 2016 год в рамках исполнения поручений Президента и Правительства РФ. Результаты исследования показали, что в подавляющем большинстве случаев тарифы на услуги устанавливаются стивидорами в иностранной валюте и с момента принятия ФСТ решений об отмене ценового регулирования в 2013-2014 годах, в среднем рублевые цены на услуги стивидоров в российских портах выросли в 2,5 раза. В ходе рассмотрения дела НМТП ФАС получила обращения ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «НК «РуссНефть», в связи с чем привлекла их в качестве заявителей по делу. ОАО «РЖД» привлекли в качестве заинтересованного лица.
Проведенный ФАС анализ финансово-хозяйственной деятельности НМТП показал, что конечная стоимость его услуг возросла без объективных оснований. Так, расходы, по мнению ФАС, необходимые для производства и реализации услуг по погрузке и выгрузке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов изменились, однако, эти изменения не соответствовали росту тарифов стивидора. Состав покупателей услуг НМТП изменился незначительно. Общие условия обращения услуг НМТП остались неизменными или их изменение было несоразмерно изменению цены. При этом прибыль, полученная НМТП в 2015 году, увеличилась в 2 раза (207%) по сравнению с 2014 годом, а рентабельность выросла с 56 до 300%. Осенью 2016 года, по словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, рост тарифов привел к увеличению логистических затрат, «это значит, что в полтора раза продукция стала менее конкурентоспособна на внешних рынках». Также он добавил, что «жадные люди» заплатят втройне, пригрозив, например, увеличить стоимость аренды стивидорами у государства причальных стенок. ФАС обвиняет стивидоров в выводе денег в офшоры и на дивиденды вместо инвестиций в инфраструктуру. «Не будите зверя, ведите себя прилично!» — подчеркнул тогда глава службы. При этом в начале марта этого года Игорь Артемьев не исключал, что служба пойдет с НМТП на мировое соглашение, «только для этого надо снизить цены и заплатить штраф».
По данным экспертов, порты даже в кризис показывают положительную динамику, здесь сформирован инвестиционный климат, а на 1 руб. госсредств приходится 4 руб. частных. Распорядителем около 80% причальных стенок в РФ является ФГУП «Росморпорт». Несколько лет назад были установлены правила передачи причалов в долгосрочную аренду на 49 лет, что позволило стивидорам привлечь долгосрочные инвестиции и принять стратегии развития. Эксперты подчеркивают, что состояние причалов в России нельзя назвать ветхим, но в суды и так поступает значительное количество жалоб стивидоров на завышенную стоимость их аренды. При этом ФАС отмечает, что «остается открытым вопрос экономической целесообразности сохранения столь низкого уровня арендной платы за пользование портовой инфраструктурой. Данный вопрос прорабатывается с Минфином и Росимуществом». ФАС легче всего, не обращая внимания на экономические аргументы и имея поддержку лоббистов сырьевых компаний и ОАО «РЖД», требовать изменения правил игры, что чревато остановкой целой инфраструктурной отрасли.