16819103_1891145861104432_3475317726015993299_o

Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении ГУП «РАЦИН». Началось с того, что ФАС возбудила дело в отношении предприятия по признакам нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на одни и те же зерновые культуры, реализуемые из Регионального продовольственного фонда республики Татарстан ( РПФ РТ).
ГУП «РАЦИН» (наряду с ОАО «Татагролизинг») является официальным оператором по формированию и использованию РПФ РТ и оператором по товарному кредитованию сельхозпроизводителей. Товарное кредитование сельхозтоваропроизводителей производится на основании заключаемых договоров поставки с рассрочкой платежа, порядок заключения которых регулируется параграфом 3 гл. 30 ГК РФ. Данные договора не носят публичного характера. Предприятие не несет обязанности заключить данные сделки в отношении неопределенного круга лиц либо каждого обратившегося к ней. Договора поставки заключаются исходя из свободной воли сторон, необходимости и потребности покупателя в товаре, его финансовой состоятельности и платежеспособности, при условии согласия по всем условиям сделки. Особенность заключения договора поставки с предприятием (так называемого товарного кредитования) заключается в том, что, передав товар покупателю ГУП «РАЦИН» предоставляет отсрочку его оплаты до предстоящего урожая. Данная услуга предоставляется в качестве поддержки сельхозпредприятиям, осуществляется предприятием на свой риск, в связи с чем, связана с платежеспособностью и финансовым состоянием покупателя. Данные доводы были известны ФАС, но им, по мнению суда, не была дана надлежащая оценка, и сделан вывод, что предприятие является самостоятельным субъектом, занимающим самостоятельное положение на рынке. Между тем доступ к средствам РПФ РТ не носит открытый характер, а управление им осуществляется по поручению Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ.
Доказательств, что ГУП «РАЦИН» занимает доминирующее положение на рынке зерна не представлено, учитывая, что управление ГУП «РАЦИН» осуществляется Минсельхозом РТ, можно сделать вывод о неправильном установлении как объективной части правонарушения в части квалификации так субъективной части правонарушения в части субъекта административного правонарушения. По данным Минсельхоза РТ в республике валовый сбор зерна урожая 2012 года составил 3 млн. т., урожая 2013 года — 2,6 млн. т., урожая 2014 года — 3,4 млн. т. При этом в РПФ РТ заготовлено в 2012 года — 311,5 тыс. т., в 2013 году — 113,7 тыс. т., в 2014 году -115,8 тыс. т. Согласно представленным антимонопольному органу данным по заготовке зерна ГУП «РАЦИН» заготовило в 2012 году — 192,9 тыс. т., в 2013 году — 47,2 тыс. т., в 2014 году — 27,9 тыс. т. Таким образом, доля ГУП «РАЦИН» на зерновом рынке Республики Татарстан составила:
— 2012 году — 6,43 %;
-2013 году-1,8%;
— 2014 году — 0,8 %.
ФАС не дает никакой оценки тому факту, что ГУП «РАЦИН» не имеет собственных складов для хранения зерна, для чего пользуется услугами элеваторов и хлебоприемных предприятий. Зерно, закупаемое у сельхозтоваропроизводителей, поступает различного качества, которое приходится доводить до допустимых кондиций, подрабатывать, просуживать и т.д. Данные услуги предоставляются элеваторами и оплачиваются по договорам хранения, так же как услуги по приемке зерна и его отпуску при реализации. Антимонопольным органом не оценивается тот факт, что передача зерна покупателю производится путем передачи товарораспорядительных документов, которые сами по себе являются ценными бумагами, т.е. могут рассматриваться как самостоятельный товар, границы которого ФАС не устанавливались и не изучались.
Зерно РПФ РТ является госсобственностью, и его использование определяется нормативными актами РФ и РТ. И в этом смысле данное зерно не может рассматриваться как самостоятельный товарный рынок: зерно, выделяемое из РПФ по программе субсидирования сельхозпроизводителей, зерно выделяемое для хлебоперерабытывающих предприятий для выпуска хлебобулочной продукции по регулируемым ценам, несмотря на то, что источником является зерно, находящееся в собственности РТ обращается на разных рынках, потому что имеет различные условия обращения и может иметь различную стоимость.
Анализ установленных ГУП «РАЦИН» цен показал, что одной из причин установления разных цен на отдельные виды зерновых культур являются разные затраты на услуги хранения (в т.ч. в зависимости от сроков хранения зерна на элеваторах) и разные собственные наценки, установленные предприятием, поскольку указанные в калькуляциях оптовые цены на один и тот же вид зерновых культур являются одинаковыми. Так размер собственной наценки, установленной ГУП «РАЦИН» на зерновые культуры составлял: в 2013 году минимальная наценка в размере 16% составила на пшеницу 4 кл., максимальная — 98% на пшеницу 4 кл.; в 2014 году минимальная наценка в размере 0,3% составила на пшеницу 5 кл., а максимальная 35% на пшеницу 4 кл.
Вывод ФАС о том, что таким образом, фактически устанавливаемые ГУП «РАЦИН» наценки на зерновые культуры, реализуемые из РПФ, превышают утвержденные приказом предприятия от 15 января 2004 года не влияет на правовую оценку оспариваемых актов и не могут свидетельствовать о получении дохода с нарушением ст.10 135-ФЗ, тем более что данный приказ имеет рамочный характер носит внутренний характер, обязателен только для его работников, поскольку издан самим предприятием. (Дело № А65-3541/2016)