1484059049_1454138197

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в Минздрав отрицательный отзыв на проект Концепции осуществления госполитики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы. Замглавы ФАС Андрей Кашеваров отметил, что ведомство не может согласовать проект, так как необходима доработка с учетом мнений власти и бизнеса, а также просчет рисков, которые могут возникнуть в нынешней экономической обстановке. Концепция Минздрава предполагает полный запрет продажи табачной продукции гражданам, родившимся в 2015 году. Если Концепцию примут, то вступление в силу датировано 2033 годом, то есть год наступления совершеннолетия тех, кто родился в 2015 году. Также Минздрав предполагает необходимым поднять акцизы, приравнять электронные сигареты (вейпы) к табачной продукции, расширить список мест свободных от курения и увеличить рабочий день для граждан, зависимых от курения в соответствии с длительностью перекуров. По мнению Министра труда и социальной защиты Максима Топилина, Минздрав должен сосредоточиться на реформе ОМС, а не заниматься регулированием продолжительности рабочего дня для курящих граждан.

Как отмечают специалисты, новые целевые ориентиры, обсуждаемые в Концепции являются логическим продолжением реализуемой антитабачной политики. В частности, обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения граждан, родившихся после 2015 года, будет невозможен, представляется весьма разумной мерой на пути защиты подрастающего поколения от потребления табака и денормализации курения в обществе. К тому же при осуществлении комплекса мер, обозначенных в Новой Концепции, при сохранении наметившихся тенденций сокращения потребления табака и изменений отношения к курению в обществе, к 2033 году запрет продаж табачной продукции лицам, родившимся после 2015 года, не будет казаться чрезвычайной мерой, а вполне логичным развитием событий. Подобные меры реализуются в Тасмании, одном из штатов Австралии, а также активно продвигается в Шотландии и в Великобритании, Сингапуре, Новой Зеландии. Оценить эффективность этих и других отдельных мер, конечно, возможно, есть утвержденная методология, и она уже применяется, но намного важнее совокупный результат системно реализуемых антитабачных мер.

Позиция ФАС выглядит более чем странно. Они считают только потери «предпринимателей» — а 80% производства табака в России принадлежит иностранцам. Наша страна выполняет обязательства, взятые на себя Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Россия — одна из мировых лидеров по курильщикам, в стране дымит около 44 млн. человек. В результате граждане смогут наслаждаться более высокой продолжительностью жизни и здоровой средой. То есть ФАС выступает в роли табачного лоббиста интересов иностранных компаний.

Курение не только сокращает продолжительность жизни на 10-12 лет и убивает примерно 350-500 тыс. россиян ежегодно (большинство из них – мужчины). Две трети умерших от курения умирают в трудоспособном возрасте, когда они могли бы прожить еще 10-30 продуктивных лет. Табак наносит существенный финансовый урон россиянам, причем как курящим, так и некурящим. Экономические потери складываются из нескольких факторов. Табак убивает людей в старших трудоспособных возрастах, т.е. наиболее квалифицированную рабочую силу. Смертность от курения сокращает внутренний рынок, который является основным источником поддержки отечественного производителя. Сокращается число лиц, способных тратить деньги и совершать покупки, снижается ВВП. Для всего мирового сообщества уже давно стало очевидным, что курильщики экономически менее продуктивны, нежели некурящие. Исследование в Томской области показало, что мужчины-курильщики теряют из-за курения 14,8% своей заработной платы, женщины – 0,6%. В России степень негативного влияния курения на заработную плату выше, чем в Германии и США, где курящие работники теряют от 4% до 8% зарплаты. В сумме экономические потери курильщиков в Томской области составили до 2% регионального ВВП. В сумме совокупные косвенные потери от курения из-за более низкой производительности труда (а) и из-за дополнительных потерь от нетрудоспособности (б) курильщиков по нашим оценкам составляют 207,5 млрд. руб., что соответствует 0,77% ВВП или 21,6% расходов консолидированного бюджета на здравоохранение. К указанной сумме потерь можно отнести также ущерб от вызванных сигаретой пожаров и ДТП.
Следует отдельно упомянуть затраты на лечение заболеваний, связанных с курением. Рак, инфаркты, инсульты обходятся дорого и самому курильщику, и государству. Российский эксперт Святослав Плавинский рассчитал, что каждый 14-й рубль при оказании госпитальной помощи затрачивается на лечение заболеваний, связанных с курением. В 2000 г. в Чехии разразился скандал, когда корпорация “Филип Моррис” выпустила отчет, утверждавший, что курение якобы выгодно для государства, поскольку сокращает численность пенсионеров, содержать которых накладно. Однако независимый экономический анализ показал, что это исследование было тенденциозно и построено на некорректной методологии. Согласно расчетам, потери производительности вследствие обусловленной курением преждевременной смертности составляют, по меньшей мере, 671,6 млрд. руб. ($11,13 млрд.) в год, т.е. 0,8% ВВП России (за 2016 год 84 трлн. руб.).