Глава компании Новатэк Леонид Михельсон в 2016 году занял 1-ое место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России, чье состояние оценивается в $14,4 млрд, по данным Forbes. И это по словам руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева его заслуга, что когда-то его ведомство не дало «задушить бизнес Леонида Михельсона» Газпрому и другим структурам. При этом отмечается, что Михельсон не одобряет эксперимент с либерализацией рынка газа. По мнению Артемьева, Михельсон просто не разобрался в определении цены.
Напомним, что осенью, Михельсон выступил против монополии Газпрома на экспорт трубопроводного газа и считает, что государству выгоднее будет иметь альтернативу монополисту. На прошлой неделе, во время проведения Всемирного экономического форума в Давосе, Михельсон выразил мнение, что тарифообразование необходимо передать от ФАС отраслевому министерству. Сегодня ФАС внедряет эксперимент в некоторых регионах по которому Газпрому будет разрешено вести торговлю газом по нерегулируемым ценам, учитывая, что нет до сих пор понятного и прозрачного механизма тарифообразования на транспорт, отметил Михельсон в Давосе.
По его же мнению, у либерализации рынка газа отсутствуют перспективы на ближайшее время, Новатэк подавал свои предложения по методике определения тарифа, но никаких решений не принимается. Конкуренция должна способствовать снижению цен, росту качества, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния потребителей. Однако руководитель ФАС горд именно тем, что благодаря его усилиям по «развитию конкуренции» один многоуважаемый гражданин стал миллиардером.
Бог с ним с гражданином, за него можно только порадоваться, если его обогащение сопровождалось хотя бы отчасти вышеописанными положительными эффектами для всех граждан. Может быть, конкуренция между НОВАТЭКОМ и «Газпромом» привела к снижению цен на газ? Нет, они росли быстрее инфляции в 2008-2013 гг., инфляция за этот период составила 61%, а тарифы на газ выросли в 3,5 раза. И только с 2014 года государство обратило внимание на сдерживание роста.
Может быть, эта конкуренция привела к газификации нашей необъятной страны? Нет, по газификации мы до сих пор уступаем даже Украине, про которую только ленивый не сказал, что она «тырит» у России газ. Постыдно, но факт. Украина газифицирована на 72%, а экспортирующая газ Россия — всего на 66,2%. Европа газифицирована более чем на 90%. Один мой знакомый хотел протянуть газ на дачу, расположенную в 100 м от первого бетонного кольца (25 км от Москвы на юго-восток). Выяснилось, что сделать это проблематично — ни в одной из близлежащих деревень газа нет!
Так что гордиться Артемьеву, на наш взгляд абсолютно нечем. «Конкуренция» между ГАЗПРОМОМ и НОВАТЭКОМ больше похожа на соглашение о разделе сверхприбылей от экспорта энергоносителей за рубеж между разными внутриэлитными группировками, чем на механизм повышения эффективности и благосостояния.