Правительство доопределило количество электронных торговых площадок (ЭТП) для системы госзаказа при проведении электронных аукционов. Теперь это 6 ЭТП. К пяти действующим — «Сбербанк-АСТ», «РТС-Тендер», ЕЭТП, ЭТП ММВБ и Агентство по госзаказу Республики Татарстан (АГ РТ) — добавился Российский аукционный дом (РАД), ранее занимавшийся приватизацией федерального имущества.
Минэкономразвития посчитало, что за 2016 год на систему электронных аукционов пришлось 2,3 трлн. руб. или 58% всего госзаказа. На электронных аукционах госорганами закупаются товары в таких сферах, как строительство, оптовая и розничная торговля, поставки пищевых товаров и лекарств, при этом исключение составляют питание для школ, больниц, а также опасные объекты дорожного строительства. Отметим, что в развитых странах доля аукционов в госзакупках на порядок ниже — в Великобритании и Ю. Корее 5%, в других государствах — еще меньше.
Ранее Правительство отказалось от идеи развивать рынок ЭТП в пользу 3-5 универсальных операторов, чтобы в перспективе объединить на них закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также торги по продаже имущества банкротов и приватизационные сделки. В 2009 году первые пять ЭТП были отобраны для электронной приватизации, а в 2015 без конкурса добавили РАД, который ранее занимался приватизацией федерального имущества. При этом по мнению совладельца ЭТП ММВБ Сергея Габестро Правительство превысило полномочия. Ведь согласно законодательству, добавить ЭТП можно только по итогам отбора среди площадок, а его не было.
Также власти собираются унифицировать сами процедуры. К февралю Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должны подготовить поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые унифицируют процедуры, в том числе приватизационные. На сегодняшний день полный перевод закупок в электронный вид задерживается по причине подготовки соответствующих поправок. На год отложили доработку Единой информационной системы (ЕИС). По словам участника Экспертного совета при Правительстве Георгия Сухадольского Правительство отказалось от создания единого оператора торгов и согласовала сохранение нескольких крупных игроков.
Отметим, что РАД — имеет аффилированность со Сбербанком России. При этом ЭТП «Сбербанк-АСТ» и так лидирует среди ЭТП – 35,6% всех процедур (данные за 2016 год). Однако в последнее время доля Сбербанк-АСТ стала снижаться (в 2011 году 53%) из-за активной и более гибкой политики других ЭТП — прежде всего РТС (в 2011 году 8,5%, в 2016 — 28,2%) и ММВБ (в 2011 году 5%, в 2016 — 7,3%). Но похоже, в России до сих пор выгодней использовать свой колоссальный лоббистский ресурс, а не улучшать качество работы. Примечательно, что основную прибыль оператор ЭТП получает не сколько от самой организации торгов, сколько от размещения средств всех участников закупок на депозитах в банке. Ведь согласно ст. 44 44-ФЗ, каждый участник электронного аукциона (отметим, участник, а не победитель) обязан разместить денежные средства в том банке с которым работает ЭТП. В итоге, банки пользуются по сути постоянным льготным кредитом — все хозсубъекты, имеющие намерение участвовать в торгах, ссужают им немалые средства — сотни миллиардов рублей. Основную долю этого безвозмездного кредита получает, разумеется, Сбербанк.
Напомним, что в 2009 г. Сергей Габестро, на встрече с Дмитрием Медведевым сообщил, что в результате отбора ЭТП, который прошел без ясных и прозрачных критериев, из 18 подавших заявки компаний-операторов были назначены пять площадок, «две из которых вообще не существовали в момент принятия решения (на основе ММВБ и РТС), а три созданы по Распоряжению Правительства 755Р» (торговые площадки правительств Москвы и Татарстана, а также Сбербанка). При этом наибольший гнев Габестро вызвал тот факт, что глава ФАС Игорь Артемьев еще до объявления результатов отбора публично назвал будущих победителей. «Это было на всеобщей конференции, где были все участники размещения заказов, − нажаловался предприниматель. – Я могу подтвердить каждое свое слово. В такой ситуации на Западе любой министр уходит в отставку». Экспертами отмечается давняя связь Артемьева с Грефом. По мнению экспертов, в области закупок, перевод всех видов закупок в электронную форму (например, конкурсов, запросов предложений и котировок) тормозится именно тем, что Сбербанк-АСТ не обладает необходимым функционалом для проведения электронных конкурсов, электронных запросов котировок и предложений.