На этот раз наш рассказ пойдет о том, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), рыская в поисках нарушений рекламного законодательства (палочную систему пока никто не отменял) около Орловского политеха, провела опрос среди студентов и преподавателей, в ходе которого выяснила для себя значение некоторых английских слов и выражений (например, go to), а также освоила азы языков программирования. Хорошо еще, что сотрудников ФАС не пустили к просмотру доски объявлений и политеховских туалетов, иначе дел о неправильных объявлениях, в т.ч. с использованием запрещенных рекламным законодательством языков и лексики, могло быть гораздо больше.
Арбитражный суд Центрального округа отменил решение ФАС в отношении ООО «СТОРК-ГРУПП». ФАС в результате проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований 38-ФЗ хозсубъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, был выявлена наружная реклама по адресу г. Орел, Наугорское шоссе, 3, сторона А, где размещалась информация следующего содержания: «If (need _job && have_skill) {goto Stork; STORK ул. Гагарина, 9, + 7(910) 748-25-05 job@stork.ru».
ФАС посчитала это объявление рекламой (размещено напротив местного политеха), а по закону реклама на иностранном языке должна быть дублирована на русском. Руководитель компании Stork.ru Михаил Паулкин с выводами ФАС не согласился. В результате рассмотрения дела ФАС вынесла решение в отношении ООО «СТОРК-ГРУПП» по признакам нарушения п. 1 ч. 5 ст. 5, ч. 11 ст. 5 38-ФЗ. Также было выдано предписание о прекращении нарушений, а именно: не распространять любыми способами рекламу с использованием иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
Согласно заключению инженера — программиста, привлеченного к участию в деле в качестве специалиста, указанное изображение на рекламной конструкции представляет собой фрагмент (строку) программной разработки, написанной на языке программирования «С++». Данная разработка в полном виде является своего рода тестом для специалистов в области программирования с целью предложения им трудоустройства и определения их профессиональных навыков. Визуально программная разработка выглядит как оригинальный набор знаков, символов, выстроенных в определенной последовательности, в результате нарушения которой или указания на другом каком-либо языке, отличном от языка программирования «С++», происходит сбой программы. Таким образом, пользователь, не владеющий языками программирования, не может пройти эту тестовую программу. Аналогичные выводы содержатся в других экспертных заключениях. Все эксперты подтвердили, что «C++» не является ни одним из естественных языков, используемых для общения людей между собой.
Таким образом, из приведенных заключений экспертов следует, что изображение, размещенное обществом на рекламном баннере, не является надписью или текстом на иностранном языке, а представляет собой фрагмент кода компьютерной программы, выполненной на языке программирования «С++». Данный вывод подтверждается также заключением, что использование в тексте нехарактерных для английского языка знаков препинания, отсутствие местоимений, артикля и окончания, слитное написание слова goto свидетельствуют о том, что данный текст нельзя считать выполненным на английском языке. При этом ФАС обосновывает свой довод о том, что реклама, размещенная обществом, является ненадлежащей, предоставлением в материалы дела писем заведующего кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО ОГИЭТ и проректора по науке и информационной политике университета И.Е. Воронковой, из которых следует, что сочетания знаков в строке образуют отдельные английские слова, которые переводятся на русский язык как: если, нуждаться/нужда, потребность, работа, иметь, навык/умение, идти, к. По мнению специалистов, сочетание указанных слов воспринимается как призыв к работе в СТОРК.
Также ФАС совместно с Орловским государственным университетом экономики и торговли провели опрос респондентов, с участием 200 человек. Из данного опроса следует, что 72 респондента из 101, которые считают информацию на баннере рекламой, указали, что объектом рекламирования выступают вакансии в ООО «СТОРК». Из анализа проведенного компанией анкетирования следует также, что из числа респондентов, воспринимающих информацию на баннере как рекламу, большинство связывает ее с предложением работы в компании. Таким образом, данные опросов свидетельствуют о том, что отдельные иностранные слова, использованные разработчиком в компьютерной программе, фрагмент которой размещен на рекламной конструкции, не искажают смысла информации. При изложенных обстоятельствах вывод ФАС в оспариваемом решении о том, что размещенная компанией на баннере информация является ненадлежащей рекламой, необоснован. (Дело № А48-574/2016)
Отметим, что если бы суд признал язык программирования «C++» иностранным языком, то это позволило бы программистам на «C++» бороться за официальное признание себя в качестве малого этноса. А если учесть Всеобщую декларацию прав человека ООН, то народ, не имеющий своего государства, может воспользоваться правом на самоопределение. Неплохая идея для студентов орловского политеха?
P.S. Самое смешное во всей истории — то, что она правда.