Минэкономразвития выступило против идеи «Открытого Правительства» передать регулирование закупок Минфину, но предлагает расширить свои полномочия. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) стоит на стороне Минфина и «Открытого Правительства». Участники рынка предполагают, что подобное перетягивание полномочий саму проблему закупок не решит. Минэкономразвития подготовило проект Постановления Правительства для устранения разделений полномочий между ним и Федеральным казначейством по управление Единой информационной системой (ЕИС) закупок. Полномочия по управлению системой закупок Минэкономразвития хочет полностью сконцентрировать у себя, отвечая за создание, ведение, развитие и обслуживание ЕИС. На сегодняшний день все функции и бюджеты имеет Федеральное казначейство подведомственное Минфину. При этом Минэкономразвития отвечает только за выработку требований к ЕИС и поддержку пользователей. Обоснованием передачи полномочий Минэкономразвития является длительное согласование, что приводит к торможению ЕИС. По планам в 2017 году появится единый каталог товаров и услуг, за который отвечает Минэкономразвития, а вместо аккредитации на электронных площадках будет введена регистрация в ЕИС.
При этом позиция Министра «Открытого Правительства» Михаила Абызова сводится к тому, что регулирование закупок нужно полностью передать Минфину, отвечающему за бюджетный процесс и, по его мнению, Минфин быстрее сможет доработать ЕИС, тем самым сэкономив средства и повысит контроль за размещением этих средств. Об этом было доложено Вице-премьеру Игорю Шувалову в начале ноября. Также отмечено, что сэкономленные заказчиками средства Минфин напрямую будет возвращать в бюджет. Рассмотрение этого вопроса Шувалов поручил Минэкономразвития, ФАС и Минфину до 21 ноября. 24 ноября тогда еще врио Министра Минэкономразвития Евгений Елин направил Председателю Правительства Дмитрию Медведеву письмо, в котором сообщал, что предложения Михаила Абызова нарушают налаженную систему, которую надо будет заново налаживать в течение 2 лет. Елин сослался в письме на достижения Минэкономразвития в этом вопросе, такие как объемы закупок у малого бизнеса, позитивную оценку системы закупок Всемирным банком. Прогноз об эффективности Минфина в развитии ЕИС Елин опровергает, основываясь на том, что поручение о введении нормирования закупок Минфином не выполнено, а также он отмечает, что Минфин отвечает за бюджетный подход, а Минэкономразвития за экономику и нарушать баланс не следует.
Министр финансов Антон Силуанов не согласен с позицией Минэкономразвития и считает, что Минфин готов взять на себя регулирование закупок, учитывая, что они составляют треть расходов бюджета. Игорь Шувалов побывавший в середине ноября в Минэкономразвития на встрече с сотрудниками попросил их приложить максимум усилий и показать положительные результаты работы до мая 2018 года. Перераспределение полномочий не укладывается в эту схему, так как может нарушить стабильность работы ведомства.
Госзаказчиков между тем больше волнует отсутствие единой правоприменительной практики: в результате противоречивых решений ФАС и обжалования в судах разъяснений и решений контрольных органов штрафы платят заказчики, а контролеры даже не несут ответственности за неправомерные решения, предлагая по примеру Верховного суда выпускать периодический обзор практики ФАС в целях единого правоприменения норм закона и подзаконных актов всеми участниками закупок, «а не заниматься передачей функций от одного министерства другому».
Отметим, что по состоянию на ноябрь 2016 г. 15 поручений Президента, выданных ФАС и Минэкономразвития в части контрактной системы, не выполнены. Они касаются таких важнейших вопросов, как борьба с демпингом, создания единого и прозрачного порядка обращения к главе государства по выбору единственного поставщика, снижение требований по обеспечению и банковской гарантии для малого бизнеса, который уже являлся добросовестным исполнителем госзаказа, запрет органам власти выставлять на закупку то, что входит в их непосредственные обязанности, перед закупкой научных работ и НИОКР обсуждать их целесообразность, и т.д. Многие поручения не исполняются уже в течение 2 лет, сроки по ним постоянно переносятся.
Помимо этого, нерешенными остаются такие вопросы, как возможность подачи заявок и ценовых предложений с одного IР-адреса или участие в торгах членов одной группы лиц (включая супругов). По этим вопросам имеется разная судебная практика — в одних случаях суды признают, что указанные действия являются доказательством сговора, в других – нет. Доработка функционала ООС www.zakupki.gov.ruпозволит устранить значительную часть потенциальных нарушений без вмешательства чиновников (подача заявок с одного IP-адреса, подача идентичных заявок вплоть до одинаковых грамматических ошибок, синхронное поведение на торгах и т.д.).
Рассмотрим мировой опыт в закупках, например, Федеральная контрактная система (ФКС) США является действенным механизмом государственного регулирования экономики. Все закупки, проводимые федеральными закупочными агентствами, регламентируются Сводом Правил Государственных Закупок (Federal Acquisition Regulation, FAR), разработанным в 1984 г. Правила описывают все этапы проведения закупок, начиная с планирования и заканчивая вопросами управления заключенными государственными контрактами вплоть до их завершения. В соответствии с требованиями FAR, при размещении госзаказа применяются следующие процедуры: открытые торги, двухэтапные торги, проведение переговоров и упрощенные способы закупок.
ФКС США основана на четкой и детальной, но при этом достаточно дифференцированной и гибкой регламентации закупочных процедур, охватывающей все ключевые функции системы госзакупок. Подчеркнем, что в отличие от России, в США не существует закрытого перечня продукции, которую нужно закупать только путем проведения обратного электронного аукциона. Существенными отличиями между российским и американским законодательством о ФКС являются право выбора заказчиком вида обратного электронного аукциона, и соответственно, возможность проведения обратного электронного аукциона самостоятельно либо передача этой функции независимому провайдеру, а также ограниченный характер применения обратных электронных аукционов.
Государственный контроль осуществляется как в области финансового регулирования, так и в процедурных аспектах. Однако можно сделать вывод о том, что, не смотря на детализированные регламентации процедуры осуществления закупок, экономическая целесообразность ставится в приоритет над процедурными аспектами. Следовательно, контроль в сфере государственных закупок не ставит перед собой задачу пресечь процедурные нарушения, целью является эффективное и экономически обоснованное использование бюджетных средств. Процедурный контроль осуществляется в комплексе с оценкой эффективности закупки. Он осуществляется уполномоченным госорганом в лице Счетной палаты США (U.S. Government Accountability Office (GAO), который является независимым агентством, образованным и подотчетным Конгрессу США.