В начале сентября Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) пожаловался Президенту России Владимиру Путину на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проводящую политику, направленную на усиление госвмешательства в деятельность операторов, в том числе введение ценового регулирования рынка услуг предоставления вагонов. Ведомство подготовило расчет монопольно высокой цены на услуги операторов, а Путин поручил своему помощнику Андрею Белоусову провести проверку обоснованности действий службы. ФАС сообщила, что работа по расчету монопольно-высоких и низких цен остановлена в связи с неутихающими спорами вокруг применения данной методики и упором на ситуацию с ростом стоимости предоставления вагонов грузоотправителям. В своей жалобе операторы жалуются также, что ФАС требует от них согласования сделок по лизингу, аренде, и росту цен по предоставлению вагонов выше 7% (предписание ФАС). Операторы сообщают, что подобные изменения в политике приведут к оттоку инвестиций и дополнительной господдержке деятельности РЖД. Для этого операторы попросили Президента дать поручение Правительству для исключения дополнительного госрегулирования рынка вагонов. По мнению экспертов, нечеткость методики регулятора по определению границ рынка ощутимо влияет на те решения, которые ФАС выносит в делах о доминировании. Например, пока нет понимания на каком рынке доминирует ФГК. При доведении дел до суда, часть решений регулятора суды отменяют. Также отмечается, что ведомство не рассматривает при принятии решений объективные затраты операторов для поддержания вагонов в рабочем состоянии и закупки новых. ФАС ведет сравнение со старыми ставками, которые не позволяли операторам выходить на прибыль отмечают эксперты.
Напомним, что весной Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий вопросы транспорта поручил Минэкономразвития, Минтрансу и ФАС совместно с ОАО «РЖД» провести расчет предельно допустимых уровней транспортной составляющей для разных отраслей экономики. Учитывая это поручение ФАС и разработала методику расчета монопольно высокой и низкой цены, основанную на расчете нормативной стоимости содержания вагона. Исходя из этого ФАС посчитала, что содержание нового полувагона обходится операторам в 601 руб./сут., со сроком эксплуатации 10 лет – 577 руб./сут. Соответственно если цена выше на 10% чем конкурентная или нормативная стоимость, формирующаяся на электронной площадке. Нормативную стоимость собирались применять при предоставлении узкоспециализированного подвижного состава. ФАС считает, что это не регулирование а контроль. Методику планировали применять при рассмотрении дел о злоупотреблении доминирующим положением и при мониторинге рынка перевозок. При этом ведомство уже ведет дело в отношении РЖД и ФГК, ФАС подозревает компании в необоснованном повышении ставок на 38% (рост с января по июль) на вагоны при перевозке минерально-строительных грузов. Специалисты отмечают, что такая политика ФАС — это контроль с элементами регулирования. ФАС отвечает, что цена ж/д перевозок выросла на 15% и связано это с удорожанием предоставления вагонов почти в 2 раза. Пока дефицита вагонов нет, но может возникнуть в будущем, считает регулятор.
После ликвидации Федеральной службы по тарифам (ФСТ) функции по регулированию тарифов РЖД были переданы ФАС. Однако, помимо решения этой задачи, ФАС начала присматриваться и к сегменту тарифообразования на рынке услуг операторов подвижного состава. В результате на свет появился проект Методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов. Некоторые аспекты этой методики уже были рассмотрены ранее и анализ публиковался на сайте РЖД-Партнер в июле 2016 г. Тогда у всех участников рынка сложилось впечатление, что документ слишком сырой и не пройдёт положенные этапы экспертизы (первый этап – антикоррупционная экспертиза, второй – экспертиза по существу). Отвлекаясь от юридической стороны документа, хотелось бы коснуться некоторых его аспектов, которые являются методологически ошибочными (см. по ссылке).
По мнению генерального директора Института повышения конкурентоспособности Алексея Ульянова, у ФАС достаточно много расследований и возбужденных дел в отношении РЖД, вопрос лишь в качестве этих расследований.
«В принципе, у ФАС достаточно много взаимоотношений с таким крупным монополистом, как РЖД, и дел, расследований в отношении РЖД достаточно много. Другой вопрос – их качество. С одной стороны, отрадно, что регулятор замечает проблему высоких тарифов.»
«Ведь действительно у нас в стране сложилась уникальная ситуация, что «плечо» автомобильных перевозок, которое в Советском Союзе составляло четыреста километров, сейчас составляет тысячу-полторы, а то и более километров. То есть мы возим грузы автотранспортом по нашим не самым лучшим автомобильным дорогам на расстояние, на которое экономически оправданно было бы возить железнодорожным транспортом. Это свидетельствует о том, что тарифы действительно запредельны, и бизнес, в особенности малый и средний, все больше ориентируется на автоперевозки, несмотря на все проблемы с дорогами, с «Платоном», с весенне-осенним закрытием дорог на ремонт и так далее. Значит, действительно, с тарифами нужно что-то делать, и хорошо, что ФАС обращает на это внимание.
С другой стороны, когда речь идет о таких системообразующих компаниях, как РЖД, нужно смотреть в комплексе. И здесь возникает уже много вопросов. Ведь ФАС обращает внимание на очень узкий сегмент – только на тарифы для полувагонов для перевозки минерально-строительных грузов на внутренних направлениях, а при этом запускается проект либерализации тарифов РЖД на экспортных направлениях. Это вообще непонятная ситуация. То есть, по сути, это будет разрешением для тарифов расти в условиях абсолютной монополии. А как говорил известный либеральный экономист Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, хуже государственной монополии может быть только нерегулируемая частная монополия», — отмечает Ульянов.