1

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) долго говорила о том, что ГУПы и МУПы вытесняют частные предприятия с рынка. Однако дел в отношении подобных ситуаций с ГУПами было не так много. Вот один из случаев, когда ФАС действительно пытается защитить конкуренцию на рынке. ФАС возбудила дело в отношении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 135-ФЗ, выразившегося в ограничении конкуренции на рынках услуг оптовой и розничной торговли товарами для нужд лиц, содержащихся под стражей в СИЗО г. Москвы. ФСИН нарушила антимонопольное законодательство, по мнению ФАС, путем закрепления права поставки товаров за единственным хозсубъектом посредством издания телеграмм, что привело к сокращению хозсубъектов и росту цен на товары.
ФСИН в лице следственных изоляторов г. Москвы для реализации указанного права была организована система продаж товаров для нужд осужденных и подозреваемых, при которой они имели право осуществить заказ товаров как у поставщиков, осуществляющих реализацию товаров посредством сети Интернет, так и у поставщиков, реализующих свою продукцию непосредственно через магазины, расположенные на территории следственных изоляторов. Одновременно с этим родственники лиц, находящихся под стражей, имели возможность заказать товары у разных поставщиков товаров, осуществляющих торговлю посредством сети Интернет, как через терминалы, так и через Интернет-сайты, что исключало необходимость личного присутствия на территории следственных изоляторов. При этом до конца 2014 года каждым следственным изолятором г. Москвы было заключено несколько договоров поставки товаров для нужд осужденных и подозреваемых. Необходимо отметить, что до 2014 г. жалобы на цены, ассортимент, а также качество товаров, реализуемых через магазины, расположенные на территории следственных изоляторов, в антимонопольные органы поступали крайне редко.
До издания телеграмм и письма ФСИН, которые необходимо отозвать в соответствии с предупреждением ФАС, следственные изоляторы города Москвы самостоятельно осуществляли организацию поставок товаров для нужд лиц, содержащихся под стражей. Поставки в следственные изоляторы осуществлялись различными хозсубъектами, соответственно, цена и ассортимент товара для нужд лиц, содержащихся под стражей, формировались в конкурентных условиях.
В частности, в Москве это были три крупных конкурента — ООО «Спецпродукт», ООО «Юник-Альянс», ООО «Универсклад». Эти компании принимали заказы от родственников арестантов через интернет-магазины и платежные терминалы в самих СИЗО, собирали заказы и осуществляли их доставку до режимных учреждений, где передавали их сотрудникам ФСИН. Сотрудники, в свою очередь, своими силами разносили товары адресатам. За эту услугу участники рынка перечисляли в бюджет учреждений от 18 до 23% прибыли. В 2013 году доходы в московских следственных изоляторах за оказание этой услуги составили 88,3 млн руб.
Ситуация изменилась с направлением ФСИН в адрес начальников территориальных органов телеграммы с требованием заключить договоры между подчиненными исправительными учреждениями и ФГУП «Калужское», находящегося в ведении ФСИН России о передаче на основе безвозмездного пользования объектов нежилого фонда, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами ФСИН и указанного ФГУП. А также с требованием заключить «соглашения о взаимодействии» между следственными изоляторами и ФГУП «Калужское» с целью организации торговой деятельности по реализации продуктов питания и предметов первой необходимости для нужд осужденных. Результатом стало фактическое устранение хозсубъектов из системы поставок и торговли товарами для нужд лиц, находящихся под стражей, с закреплением организации торговли исключительно за ФГУП «Калужское». Таким образом, к организации торговли и поставок в следственные изоляторы был допущен единственный хозсубъект.
Осуществление поставок единственным субъектом привело к тому, что цена на товары, их ассортимент и условия поставки стали формироваться в условиях отсутствия конкуренции. В январе 2015 года, значительно выросли цены на все без исключения товары, реализуемые ФГУП «Калужское». С июля 2014 года по январь 2015 года индекс цен, рассчитанный по 20-ти основным товарным позициям, составил 1,63, то есть цены выросли более чем в полтора раза. За этот же период времени сводный индекс потребительских цен на продукты питания в г. Москве не превысил 1,13. На отдельные виды продовольственных товаров в январе 2015 года ФГУП «Калужское» были установлены цены, в разы превышающие средние потребительские цены на аналогичные товары. Так, молоко ультрапастеризованное 3,2% продавалось по цене 91 руб. 69 коп. за литр при средней розничной цене в г. Москве 57 руб. 42 коп., сахарный песок предлагался по цене 113 руб. 17 коп. за 1 кг. при средней розничной цене в г. Москве 58 руб. 71 коп., огурцы и помидоры реализовывались по 300 руб. и 400 руб. соответственно при средней розничной цене в г. Москве 177 руб. и 202 руб. 67 коп. соответственно. Помимо завышенных цен покупатель вынужден оплачивать дополнительно 5% от стоимости заказа в пользу безальтернативного платёжного агента, что в кассовом чеке обозначалось в виде «услуги заказа». Ежегодная прибыль от торговли в семи столичных и 12 подмосковных СИЗО оценивается в 250–300 млн. руб. в год. При этом, по мнению ФАС, ФГУП «Калужский» монополизировало торговлю не только в Москве и области, но и в других регионах ЦФО, аналогичная ситуация уже с другими ФГУПами сложилась к 2015 году во всей системе ФСИН. Также сократился и доступный ассортимент — до 150–160 позиций. Сроки доставки увеличились с 3 до 10–12 дней, а в СИЗО № 1 «Матросская тишина» — до 2-3 недель. Ситуация стала неизбежной после запрета изоляторам привлекать заключенных для разноса заказов, который теперь должны были осуществлять сотрудники ФГУП «Калужский». Руководство СИЗО, снявшее с себя ответственность за сроки доставки, предлагает заключенным адресовать жалобы в адрес этого предприятия, зарегистрированного в Калужской области. Не имея возможности заказать товар у альтернативного продавца, покупатели были вынуждены пользоваться услугами единственного поставщика и приобретать товар по завышенным ценам.
При принятии решения о неисполнимости предупреждения ФАС суд первой инстанции исходил из того, что «телеграммы … носили разовый характер, мероприятия по ним давно исполнены, в связи с чем, возложение обязанности на ФСИН по отзыву телеграмм, направленных более 2-х лет назад в территориальные органы ФСИН является формальной мерой, не отвечающей критериям антимонопольных мер». Данный вывод суда первой инстанции противоречит обстоятельствам дела. Отзыв указанных телеграмм является первым и необходимым условием устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства. Более того, за неисполнение указаний, данных телеграммами и письмом ФСИН, следует персональная ответственность, что свидетельствует об их нормативном характере. В связи с этим Арбитражный суд Московского округа отменил решение суда первой инстанции и оставил решение ФАС в силе. Рассмотрение дела ФАС о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 9 декабря 2016 года. (Дело № А40-25399/2016)