14606381_1831446997074319_2706469486500693841_n

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба гр-на Кириллова И.А., проживающего в г. Железногорске Курской области, по вопросу правомерности формирования ЗАО «АК «РусЛайн» стоимости авиаперелетов по маршруту «Симферополь-Курск-Симферополь». Регулятор возбудил дело в отношении ЗАО АК «РусЛайн» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 135-ФЗ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в части экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных по стоимости тарифов на одну и ту же услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Курск-Симферополь-Курск. ФАС наложила штраф в размере 150 тыс. руб.
ФАС установила, что авиакомпания занимает доминирующее положение на рынке, являясь единственной авиакомпанией, осуществляющей в период июнь-октябрь прямые пассажирские перевозки воздушным транспортом по маршруту Курск-Симферополь-Курск. Также ФАС получила информацию об установлении разных тарифов экономического класса на перевозку пассажиров по маршруту «Симферополь-Курск-Симферополь» в размере от 3,5 до 12,5 тыс. руб. На запросы ФАС авиакомпания не представила обоснования правомерности действий в части установления в 2014 г. различных в денежном выражении тарифов при одинаковых условиях их применения на одну и ту же услугу регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом.
По данным авиакомпании прямые расходы на выполнение одного рейса по маршруту Курск-Симферополь-Курск составляли 382 тыс. руб. и практически полностью компенсировались за счет субсидий из федерального бюджета в размере 366 тыс. руб. на один рейс. Согласно представленной ЗАО АК «РусЛайн» в ФАС информации, за период июнь-октябрь 2014 года по маршруту Симферополь-Курск-Симферополь было выполнено 120 рейсов, средневзвешенная стоимость одного билета составила 5,7 тыс. руб., размер субсидии в расчете на один билет составил 8,8 тыс. руб., что свидетельствует о рентабельности для авиакомпании осуществления в 2014 году авиаперелетов по указанному маршруту.
Также ФАС установила, что условия применения тарифов экономического класса обслуживания являются одинаковыми (одинаковые условия бронирования, одинаковые скидки на детей, одинаковые условия возврата билетов, одинаковый размер сбора при добровольном возврате или изменении условий договора и т.д.) для тарифов NSTOW, MSTOW, KRLOW, HRLOW, BRLOW, SPRO, IPRO. Разница в уровне вышеуказанных тарифов составляет 7 тыс. руб. (разница между наиболее дорогим тарифом IPRO – 12,5 тыс. руб. и наиболее дешевым тарифом NSTOW – 5,5 тыс. руб.). Аналогичная ситуация с тарифами низкого уровня UNTOW и ENTOW, имеющими абсолютно идентичные условия применения и отличающимися по стоимости на 1 тыс. руб.
При этом все установленные авиакомпанией тарифы могут отличаться только по сроку добровольного возврата билета (от 3 месяцев по 12 месяцев) и сроку максимального пребывания (от 2 месяцев до 12 месяцев). Сведений о критериях, на основании которых определяется количество предлагаемых к продаже авиабилетов по каждому из тарифов, доказательств наличия у покупателя возможности выбора исходя из стоимости авиаперелета и его предпочтении по параметрам предоставляемой услуги, авиакомпания не представила.
Следовательно, авиакомпания, являясь единственным хозсубъектом, действующим на рынке авиаперевозок по маршрутам «Курск-Симферополь» и «Симферополь-Курск» в 2014 году, при осуществлении прав, закрепленных ст. 64 Воздушного кодекса РФ, устанавливая разные в стоимостном выражении тарифы на авиаперевозки при равных условиях их применения, могло допустить ущемление интересов других лиц, вынужденных оплачивать одинаковые услуги по авиаперелету по разной цене, чем нарушило запреты и ограничения, установленные для монополистов ст. 10 ГК РФ и ст. 10 135-ФЗ.
Обстоятельства настоящего дела, свидетельствующие о том, что авиакомпания ранее к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ, не привлекалась; оказывала содействие ФАС в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признаются обстоятельствами, смягчающим административную ответственность. 19 Арбитражный апелляционный Суд оставил решение ФАС в силе. (Дело № А35-64/2016)

В результате, размер штрафа оказался эквивалентен цене 12 билетов. При этом, «РусЛайн» является относительно небольшой авиакомпанией. В 2015-2016 гг. ФАС проиграла в судах серию дел по цене на авиабилеты более крупным игрокам этого рынка (ОАО «Саратовские авиалинии», ОАО «Аэрофлот» и ОАО «ЮтЭйр»).