Роспотребнадзор провел совещание с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по вопросу запрета рекламы безалкогольного пива на телевидении, хотя по законодательству продвижение такой продукции не ограничено. Роспотребнадзор считает формулировку «безалкогольное пиво» некорректной по причине наличия определения пива в ч. 7 ст. 2 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» как алкогольная продукция с содержанием этилового спирта. А та продукция, которая рекламируется должна называться пивным напитком или напитком на основе пива, считают в ведомстве. Также потребители воспринимают такую рекламу как продвижение алкогольной продукции, а не безалкогольного аналога. При этом, пивные компании не рекламируют в своих роликах мужчин за рулем употребляющих безалкогольное пиво, а вот сюжеты с вечеринками где явно пьют алкоголь используются постоянно.
ФАС со своей стороны предлагает коллегам провести опрос среди зрителей как они на самом деле воспринимают продвижение безалкогольной продукции. Длительность опроса составит 6 ближайших месяцев. А Союз пивоваров формулировку не комментирует, считая при этом что потребители воспринимают рекламу правильно. Аналитическая компания Nielsen приводит данные, что с марта 2016 года продажи безалкогольной продукции выросли на 9% при сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, а продажи алкогольного пива снижаются.
Эксперты считают, что потребители ассоциируют рекламу безалкогольного пива с продвижением алкоголя, а также что ограничения, накладываемые на рекламу пива, являются неэффективными. В соответствии со ст. 21 38-ФЗ «О рекламе» продвижение алкогольной продукции запрещено в транспорте, на билбордах, в печатных изданиях, на телевидении и радио, а также в интернете. Но разрешено в магазинах и есть исключения, пиво и пивные напитки, отечественные вина и шампанское можно продвигать в печати кроме первой и последней страниц, а также вина и шампанское можно рекламировать на телевидении и радио в ночное время с предупреждением о вреде употребления алкоголя. Также возможно рекламирование пива при проведении официальных спортивных мероприятий за исключением детско-юношеских.
При этом отсутствием ограничений производители безалкогольного пива не пользовались до марта этого года, после чего при поддержке ФАС в добровольном порядке они приняли Кодекс коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива в котором отмечено как именно необходимо рекламировать безалкогольное пиво. А также каждое рекламное сообщение о безалкогольном пиве сопровождается специальной пиктограммой, которая указывает на отсутствие в продукте алкоголя. Также производители отмечают переход потребителей на безалкогольную продукцию и снижение уровня потребления алкоголя, в соответствии с курсом государства. А Минздрав со своей стороны не исключает повышения интереса к алкоголю через рекламу безалкогольного пива.
ФАС больше не борется с зонтичными брендами, а наоборот защищает интересы водочников и иностранных пивных компаний позволяя им под видом безалкогольных напитков рекламировать свою продукцию. Например, реклама безалкогольного пива «Bud» (ООО «САН ИнБев»), которая распространяется на телеканалах в дневное время и в сети Интернет. При этом товарный знак безалкогольного пива «Bud» тождествен до степени смешения с товарным знаком алкогольного пива «Bud». Таким образом, «обходится» ряд ограничений, установленных ст. 21 38-ФЗ и нарушаются требования данного закона. Таким же образом рекламируется ряд других брендов алкогольного пива. Это уловка рекламщиков. Кроме того, реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных. Было время, когда на телевидении запретили рекламу водки. Так производители, недолго думая, выпустили минералку — с таким же дизайном и таким же названием, как у оригинальной водки. Однако, с 2006 года 38-ФЗ в России запрещено использование зонтичных брендов с целью рекламы товаров, реклама которых запрещена. Однако, пиво под такой запрет попадает лишь косвенно — реклама пива не запрещена, а ограничена, а безалкогольное пиво вполне может считаться самостоятельным продуктом. Странно то, что такой поток рекламы безалкогольного пива начался только недавно. ФАС занимается продвижением пивной продукции, а точнее лоббирование интересов пивных компаний, которые в 80% принадлежат иностранцам. 15 июня ФАС опубликовала информационное письмо, в котором говорится о рекламе безалкогольного пива. В письме сообщается о введении соответствующей пиктограммы на безалкогольное пиво, для донесения до потребителя информации, но, если человек захочет пиво, он не будет искать эту пиктограмму, тем более если дизайн алкогольного варианта и безалкогольного схожи. Это всего лишь повод для пивных компаний продвигать свою пивную продукцию обходя ограничения.