Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назначила всё-таки рассмотрение дела по координации цен на iPhone 6s в отношении компании Apple на 7 ноября. Также стало известно, что ФАС ведет исследование по координации цен на iPhone 7 и если выявит аналогичную ситуацию с координацией цен, как на iPhone 6s, то будет возбуждено дело. Как сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев во время «Недели конкуренции в России» — это будет использовано как отягчающее обстоятельство при назначении штрафа.
23 сентября начались продажи седьмой серии айфонов. Цены на них начинаются от 56,99 тыс. руб. на iPhone 7 и от 67,99 тыс. руб. на iPhone 7 Plus. По словам Артемьева, навязывание минимальных цен является нарушением 135-ФЗ. Сетевые магазины могли бы продавая больше телефонов дешевле официальных магазинов заработать на обороте, тем самым привлекая потребителя. Когда же компания прямо в договоре указывает цену продажи товара, по такой продавать можно, по такой нельзя, если курс доллара изменился, то при таком курсе можно, а вот при другом нельзя, тогда бы в США предпринимателя посадили в тюрьму или он получил бы многомиллиардные штрафы, сообщает Артемьев. «Подобная политика удручает, потому что тем самым производители неуважительно относятся к потребителям, удерживая цены на высоком уровне», добавил он.
В августе ФАС возбудила дело в отношении группы лиц ООО «Эппл Рус», Apple Holding B.V., Apple Sales Ireland, Apple Operations International, Apple Inc. по признакам нарушения ч. 5 ст. 11 135-ФЗ. Нарушение выразилось в координации ценообразования на территории Российской Федерации у реселлеров Apple iPhone 6, что стало причиной установления одинаковых розничных цен на смартфоны.
Еще в феврале этого года ФАС объявила что проведет проверку цен на топовые телефоны компании Apple в сетевых магазинах, таких как Эльдорадо, Билайн, re:Store, Евросеть, Связной и т.д. Ведомству показалось странным, что цены в магазинах либо не отличаются вовсе, либо отличаются незначительно. Ответ от компаний был неожиданным: картельного сговора нет, цены диктуются рынком. Летом на ПМЭФ-2016 замруководителя ФАС Андрей Цариковский сообщил СМИ, что дело о ценообразовании на топовые модели Iphone находится в стадии возбуждения. То есть 4 месяцев не хватило, чтобы возбудить дело. Но даже после этого, в конце июля мы увидели очередную статью под заголовком: «ФАС заподозрила Apple в координации ценового сговора ритейлеров iPhone». То есть по прошествии 6 месяцев, ничего не поменялось. Но представитель ФАС напомнил об аналогичном деле в 2012 году, когда регулятор возбудил дело в отношении МТС и «Вымпелком», за поддержание одинаковых цен на iPhone 4. Тогда ФАС оштрафовала их на 16 и 18 млн. руб. соответственно. Отличие старого дела и нового в том, что тогда обвиняли операторов, сейчас дело ведется в отношении самой компании Apple. Почему же в данном случае у ФАС ничего не выйдет: во-первых, ФАС должна иметь доказательства переписки менеджеров компании с торговыми сетями, во-вторых торговые сети ориентируются по ценам на официальный магазин Apple Store, продавать дешевле они не могут, те кто продают дешевле это одиночные компании, закупающие за границей и даже если они назначают цену ниже чем в Apple Store они все равно получат прибыль. Соответственно торговые сети вынуждены поддерживать цены высокими, иначе они уйдут в минус или в ноль. И в-третьих, одинаковые цены не распространяются на все модели. Если вдруг у ритейлеров появляется возможность снизить цены без ущерба для бизнеса, то они это делают. Например, Apple Store продает флагманскую модель iPhone 6S Plus на 128 ГБ за 84 тыс. руб., а Cвязной за 76 тыс. руб. То есть кто-то дороже кто-то дешевле, это и определяется рынком.
Apple сообщает, что сетевые магазины устанавливают цены, которые они считают нужными, при этом сама компания не диктует цен. В ближайшее время будет назначена дата рассмотрения дела ФАС. Если ведомство признает компанию Apple виновной, то размер штрафа составит 1-5 млн. рублей (оборотный штраф 1-15% от продаж топовых Iphone). По данным сетевых магазинов, действующие договоры с Apple не содержат каких-либо условий по ценообразованию. Цены, которые устанавливаются ритейлерами, устанавливаются исходя из конъюнктуры рынка, динамики продаж и маркетинга.
Примечательно, что в январе 2015 г. руководитель ФАС Игорь Артемьев заявлял, что ничего страшного в запрете поставок продукции Apple в Крым нет. ФТК (антимонопольное ведомство США) уже давно возбудила бы дело на месте ФАС, под предлогом, например, что иностранный монополист Apple ограничила конкуренцию и ущемила интересы потребителей, закрыв доступ в онлайн-магазин приложений App Store с территории Крыма, а также создала дискриминационные условия крымским разработчикам, лишив их доступа к порталу, запретив использовать свой софт и потребовала уничтожения всех материалов, которые уже были использованы специалистами.
Исходя из этого можно резюмировать, что ФАС прислушалась к нашей критике. Ведомство стало возбуждать дела против иностранных корпораций (Danone, Apple, Google). Раньше этого не было. Хотя пока доля дел ФАС России против иностранных корпораций не превышает 1%, в отличие от США, где около 90% штрафов накладывается на иностранные компании, то есть конкурентов американского бизнеса. РеформаФАС будет следить за развитием событий.