Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает серию внеплановых проверок уральских заводов в Удмуртии, АО ФПГ «Уральские заводы» и АО «Уральские радиостанции», при поддержке оперативников ФСБ. При проведении проверок проверяющие устраивали пир на рабочих местах сотрудников заводов и заказывали пиццу. А также изымали компьютеры, документы, а сотрудники готовили бумаги для предоставления в ФАС, что приводит к снижению эффективности деятельности коллектива при выполнении гособоронзаказа. Также сотрудники ФАС не предоставили предприятию никаких документов о целях и основаниях проверки. Необходимо отметить, что это оборонные заводы, выполняющие ГОЗ и подобные проверки, ведут к торможению деятельности заводов. Тем более что прокуратура постоянно контролирует производство с выездом на место, а также контроль качества ведет военное представительство Минобороны. ФАС обвинила заводы в картельном сговоре при продаже высокотехничных и эффективно функционирующих радиостанций «Эрика». Эти радиостанции являются инновационной отечественной научно-технической разработкой, которая поставляется для нужд Минобороны, МВД и ФСБ. Соответственно многие конкуренты хотели бы заполучить такой лакомый кусок «в свой карман» да еще и почти даром. Предприятия занимают незначительную долю рынка средств радиосвязи (менее 1 %).
Также по некоторым данным присутствие ФАС на предприятиях связано с подозрением об отсутствии производства как такового, то есть радиоэлектронные приборы собираются не на заводах, а китайской фирмой в Москве, а в Ижевске иностранную начинку облекают в отечественную оболочку. Но даже убедившись в наличие производства, ФАС проверки продолжила. Тогда видимо проблема кроется в другом, на бизнес пытаются давить административным ресурсом, наложение многомиллионных штрафов разорит отечественное производство, сотрудники будут сокращены, а все оборудование и технологии будут проданы за бесценок. Госконтракты уйдут в крупные холдинги.
Причем заключенные госконтракты этими заводами были согласованы с замруководителя ФАС Максимом Овчинниковым в апреле этого года. Он согласовал цены для продажи приборов заводами. Причем обвинение ФАС строится на том, что предприятия удерживали цены на аукционах в результате сговора. проверки инициированы также Овчинниковым, в результате предприятия получили штрафы. ФАС наложила штраф на АО ФПГ «Уральские заводы» в размере 300 тыс. руб. за непредставление информации о сумме выручки АО «ФПГ «Уральские заводы» за 2015 год.
На данный момент предприятия продолжают бороться за выживание. в результате давления на имя Президента России Владимира Путина было направлено обращение с просьбой о прекращении административного давления со стороны ФАС, недопущение дестабилизации социальной обстановки, срыва ГОЗ и уничтожения высокотехнологичных отечественных предприятий.
Кто же такой Максим Овчинников?
В декабре 2009 года Максим Овчинников был назначен на должность начальника Управления промышленности и оборонного комплекса. В январе 2010 года Управление под руководством Овчинникова приняло решение в отношении ООО «ТехноНИКОЛЬ-Строительные системы» – компанию признали нарушившей ч. 3 ст. 11 135-ФЗ (нарушение выразилось в координации компанией деятельности своих дилеров). При этом, было принято решение передать материалы в МВД на предмет возбуждения дела по ст. 178 УК РФ. По этой статье возбуждаются уголовные дела в случае нарушения только ч. 1 ст. 11 135-ФЗ (картельные сговор, но никак не ч. 3 ст. 11 135-ФЗ). Соответственно, в действиях Максима Овчинникова можно усмотреть признаки превышения должностных полномочий.
Весной 2010 года Управление Овчинникова согласовало сделку экономической концентрации структурам ОАО «Северсталь» в течение 2 часов, что стало своеобразным антирекордом для ФАС, учитывая, что рассмотрение подобных сделок составляет до 1 месяца. В декабре 2013 года Управлением Овчинникова было существенным образом смягчено предписание ОАО «РУСАЛ», выданное ранее в 2007 году. Так, был де-факто увеличен размер премии (надбавки к цене, уплачиваемой отечественными потребителями алюминия, в 3 раза в условиях конца 2013 года). Текст решения, выданного Управлением Овчинникова, по делу ОАО «Химпром» за монопольно высокую цену на мягчитель-2, кроме перечисления присутствующих представителей сторон содержит только 3 строки. Эксперты часто отмечают отсутствие в решениях ФАС должного анализа рынка, выводов о наличии или отсутствии нарушения и доказательств, обоснований, но решение в 3 строки можно считать очередным антирекордом. 17 июня 2014 года ФАС прекратила дело в отношении ОАО «Научно-исследовательский институт технического стекла» – производителя специализированного остекления для авиационной, космической и военной техники на основании анализа рынка, подготовленного Управлением Овчинникова. Следует отметить, цены на бронестекло за полгода выросли в 10 раз, в ФАС с жалобами обратилось несколько головных исполнителей по госконтрактам Минобороны, однако по мнению Максима Овчинникова, монополист обосновал 10-кратное повышение цен.
Весной 2014 Максим Овчинников разработал новый подход при определении монопольно высоких цен (далее – методика) на сырьевых рынках, а также крупных металлургов и производителей стройматериалов. По мнению «Деловой России», применение данной методики окажет негативное влияние на отечественных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Применение методики приведет к тому, что в отношении отечественных промышленных предприятий, которые выходят на рынки Китая и Азии, где для достижения результата приходится применять агрессивную ценовую политику, будут возбуждены дела с перспективой крупных штрафов и уголовного преследования. Например, НЛМК продавал в Китай электротехническую сталь дешевле, чем в России, ФАС сочла это нарушением, но суд НЛМК выиграл, так как такой способ расчета монопольно высокой цены предусмотрен не законом, а методическими рекомендациями самой ФАС. В конце 2014 – начале 2015 г. из-за девальвационного скачка экспортные цены на целлюлозу Архангельского ЦБК в рублевом эквиваленте оказались ниже внутренних, с марта 2015 г. внутренние цены не превышают экспортных. Ценовое ориентирование на зарубежные товарные рынки поставит Россию в зависимость от иностранной конъюнктуры. Более того, принятие методических рекомендаций повлечет за собой применение антимонопольных санкций к российским компаниям, если они начнут экспортировать продукцию, например, в Китай. По сути, ФАС толкает компании на то, чтобы строить новые заводы в Китае, а не в России. Поддержка экспорта, прежде всего несырьевого, стала основой экономического роста многих стран, как Запада, так и Востока. Предложение ФАС преследовать отечественных экспортеров непродуктивно и в интересах наших иностранных конкурентов. ФАС постоянно предъявляла претензии производителям, которые занимаются экспортом, особенно в Китай.
Также известно, что он с 2010 года включен в список информаторов Алексея Навального. Отметим, что госслужащие упомянутые в этом списке покинули свои посты, а Максим Овчинников не только не покинул свой пост, но и был назначен замруководителя ФАС. Дополняет картину тот факт, что Овчинников, утвержденный на ответственной должности решением правительства, на совещаниях неоднократно выражал несогласие с «аннексией» Крыма. Также из некоторых источников стало известно, что после прихода Овчинникова на должность замруководителя ФАС, должности замначальника Управления стали иметь свою цену.