Реклама прерывания беременности в России запрещена. Но она есть и даже процветает, пользуясь покровительством недобросовестных чиновников. И те же самые чиновники препятствуют деятельности активистов борьбы с абортами. Многим детям родители рассказывают историю, как их мать пришла в клинику совершать аборт. Но пока сидела в очереди, насмотрелась плакатов, рассказывающих об истинной сущности этой операции. И пришла в ужас, и убежала, и ребенок появился на свет. Хватило для него места в квартире, денег на еду и одежду и всего остального, нехваткой чего обычно оправдываются аборты. И теперь родители не представляют, как они смогли бы прожить жить без ребенка, и как им могло прийти в голову убить его в утробе.
Однако социальная реклама против абортов есть лишь в государственных медицинских учреждениях. А что касается коммерческой медицины, аборты для нее – всего лишь прибыльный бизнес. Двигатель же бизнеса, как известно, реклама. У многих еще живы в памяти лихие 90-е годы, когда растущие как грибы медицинские кооперативы рекламировали прерывание беременности в метро, по телевидению, в бесплатных газетах на странице с программой телепередач на неделю. Буквально повсюду можно было натолкнуться на навязчивую рекламу, предлагающего убить не рожденного ребенка на любых сроках, любыми способами и в любых условиях. Этот беспредел продолжался до 2011 года, когда реклама абортов была законодательно ограничена, а через три года и вовсе запрещена.
Казалось бы, после января 2014 года, когда в РФ были приняты поправки в закон о рекламе, в том числе запрещающие рекламу абортов и обязывающие информировать об их последствиях, такой рекламы вообще не должно нигде быть. Но, как известно, строгость российских законов компенсируется их неисполнением – порой даже государственными органами. Да, ситуация с наружной рекламой серьезно изменилась в лучшую сторону, однако в интернете вал наглой пропаганды абортов только нарастает. Достаточно вбить в поисковике «аборт в день обращения», и сразу можно узнать о десятках клиниках, проводящих эту операцию в любом городе. При этом абортарии по-прежнему сообщают о своих услугах в радужном тоне: пишут о легкости и безболезненности процедуры. А ведь в наше время подавляющее большинство женщин детородного возраста получает информацию именно из интернета. К счастью, не все проходят мимо подобного беззакония. Против него борются, например, члены молодежного общественного движения «Воины жизни», отстаивающего право на жизнь для детей до их рождения. Их требования просты и понятны – добиться полного исчезновения рекламы абортариев. Кроме того, противники абортов стараются предупредить клиентов этих учреждений о негативных последствиях прерывания беременности, включая бесплодие и летальный исход операции. Это отнюдь не формализм и не фарисейство. Представьте себе юную девушку, которая принимает одно из главных решений в своей жизни: избавиться или нет от нежелательной беременности. В её руках изящная визитка медицинского центра, где говорится о лёгком и безболезненном решении её проблемы и выписке в день обращения. И девушка на основе полученной информации планирует свою дальнейшую жизнь: сегодня она устранит проблему, а уже завтра всё будет отлично. С лёгким сердцем она идет убивать своего ребёнка. Но защитники жизни добиваются, чтобы в руках той же девушки была листовка с правдой о том, что в результате аборта её жизнь может быть не только сломана, но и окончена – «в день обращения».
В Петербурге на счету движения уже есть несколько серьезных побед, например, закрытие абортария «Вела», арендовавшего помещение в бизнес-центре на Аптекарском 2. В результате упорной борьбы прокуратура Петроградского района Санкт-Петербурга вынесла решение о наложении штрафа и закрытии заведения за нарушение Закона «О рекламе». Однако «воинам» далеко не всегда удаётся добиться того, чтобы опасная операция, являющаяся, по сути, узаконенным убийством, не рекламировалась коммерческими заведениями как лёгкое, безболезненное и быстрое вмешательство, не чреватое никакими проблемами.
Для неискушенного человека деятельность антиабортных активистов представляется, наверное, так: они находят факты нарушения закона, подтверждают их документально и направляют информацию в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая и делает надлежащие, опять же в соответствии с законодательством, выводы. Однако на деле всё происходит совершенно иначе. Парадоксально, но зачастую общественникам противостоят не столько медицинские учреждения, публикующие такую рекламу, сколько организация, которая должна следить за исполнением законодательства – та самая ФАС. Так, в 2012 году группа членов движения направила в ФАС заявление о том, что в медицинском учреждении «На Сенной» распространяются визитки заведения, в которых нет предупреждения о нежелательных последствиях прерывания беременности. Комиссия ФАС рассмотрела дело и вынесла удивительное решение: поскольку директор заведения продемонстрировал комиссии договор с типографией и макет визитки с предупреждением о последствиях абортов, было решено поверить его устному заявлению, что визитки старого образца, предупреждения не содержащие, уже более года не распространяются. Почему при этом комиссия не обратила внимания на предоставленную заявителями визитку, где предупреждение отсутствует, остается только гадать. По сути дела, этим решением был создан порочный прецедент: если документация организации в порядке, то любую её фактическую деятельность ФАС во внимание не примет. Ещё более вопиющий и алогичный случай произошел с заявлением о рекламе услуг абортария РАМИ. В своем очередном обращении в ФАС противники абортов обратили внимание ведомства на следующие факты: «медицинский центр РАМИ, расположенный по адресу ул. Кирочная, д. 13, занимается противозаконной рекламой абортов. Так, на окно помещения, занимаемого этой организацией, нанесена надпись: «Безболезненное, деликатное прерывание беременности в день обращения (медикаментозное и хирургическое)». О возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности, как того требует п. 12 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ, в указанной рекламе не сообщается».
Казалось бы, что можно ответить заявителю, кроме того, что медицинский центр проверен, реклама убрана, виновные наказаны? Однако неискушенному в юридической казуистике читателю ни за что не постичь странной логики экспертов ФАС. В уведомлении в отказе от возбуждения дела, подписанном заместителем руководителя управления П. В. Яковлевым, сообщается, что «указанная в приложенном фотографическом снимке информация не подходит под определение рекламы, содержащейся в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе». «Основания», по которым господин Яковлев вынес такое решение, представляют собой шедевр бюрократического двоемыслия, который надо приводить целиком. Итак: «1. Указание на вывеске в месте нахождения (выделено П. В. Яковлевым – ред.) организации её наименования, в том числе не совпадающего с наименованием её юридического лица, а также профиля осуществляемой деятельности, служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться, как его реклама. 2. Указание наименования специалистов и перечня оказываемых ими медицинских услуг в месте нахождения данной организации также не может рассматриваться как реклама. На основании изложенного, Санкт-Петербургское УФАС России не усматривает оснований для возбуждения производства по делу по признакам нарушения ФЗ «О рекламе» в отношении медицинского центра РАМИ». Возникает резонный вопрос, к чему господин Яковлев относит объявление: «Безболезненное, деликатное прерывание беременности в день обращения» – к названию организации или к перечню специалистов? Потому как к перечню услуг это точно не может быть отнесено… И почему прокуратура Петроградского района, закрывшая абортарий «Вела» в том числе и за нарушение закона о рекламе, имеет мнение, в корне отличающаяся от мнения ФАС? Государство-то у нас одно. Или ФАС принадлежит какому-то другому государству?..
И таких заявлений о нарушении законодательства и отписок петербургских чиновников у «Воинов жизни» предостаточно. В каждой из отписок притягивается за уши что-то вроде «перечня специалистов», и в возбуждении дела отказывается. Такую же тактику петербургское управление ФАС избрало относительно борьбы «Воинов жизни» с рекламой абортов в интернете. Участники движения находят страницы абортариев, выполненные в нежных тонах с красивыми картинками – в абсолютно рекламной стилистике. Крепко сделанный профессионалами от рекламы, программирующий текст на фоне безмятежных, сияющих здоровьем барышень убеждает посетителя сайта, что медикаментозный или вакуумный аборт – легкая, безболезненная и едва ли не приятная операция. По сравнению с «классическим абортом», который предпочтительно делать на сроке 11-12 недель. Но и на сроке 13-21 неделя «добрые» доктора помогут женщине избавиться от нежелательной беременности. Для справки: шевелиться, стучать кулачками и пяточками в материнский живот плод начинает примерно на 15-й неделе. И даже шестимесячных недоношенных младенцев современная медицина выхаживает…
Совсем недавно, 6 июля 2016 года, «Воины жизни» направили в УФАС заявление о том, что на сайте медицинского центра «На Сенной» размещена именно реклама абортов на любых сроках. А 25 июля получили ответ от заместителя руководителя управления В. А. Тукаева в уже знакомом ключе – ничего, дескать, там, кроме информации и перечня, нет. В ответе также содержатся пространные размышления о том, что не является рекламой, на примере… обзора рынков. Сдается, что «Воины жизни» допустили тактическую ошибку, не приложив к распечаткам сайта обычную медицинскую информацию, не рекламную – о сути разного рода абортов и их последствиях. При сравнении медицинской информации и рекламных текстов сайта даже набитая на отписках рука чиновника не поднялась бы написать: «А вот не реклама это!» На самом деле рекламный характер сайта подтвердит любая независимая экспертиза текстов и оформления материалов. Поэтому в данном случае УФАС подстраховался и перебросил мяч на поле другого игрока, сообщив «воинам»: «Ваше обращение передано в управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу для рассмотрения последним в рамках представленных полномочий».
Впрочем, неспособность УФАС Санкт-Петербурга увидеть рекламу там, где она есть, не означает, что ФАС вообще ничего не видит. Одиноких пикетчиков от «Воинов жизни» с плакатами она замечает сразу. Так, 29 января 2015 года люди, представившиеся сотрудниками ФАС, приехали к месту проведения участницей движения «Воины жизни» одиночного пикетирования. Они долго расспрашивали её, зарегистрировано ли движение, где оно базируется и на какие средства ведёт деятельность. При этом участница движения стояла у здания администрации Выборгского района, то есть, достаточно далеко от управления ФАС. Для сравнения: абортарий «Регина», деятельность которого не вызвала у ФАС никаких претензий, находится ровно на той же улице, что и управление, в пяти минутах ходьбы. Но это мелочи по сравнению с тем давлением, которое сотрудники ФАС обрушили на Анну Деркач, мать двоих детей, разместившую на свои деньги в Благовещенске социальную рекламу против абортов. Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области вынудило хозяев рекламных стендов убрать рекламу, а саму Анну подвергло штрафу за нарушение закона «О рекламе». Каким образом призыв сохранить жизни детям в утробе нарушает закон, остается только догадываться… В разговоре по телефону с активистами движения «Воины жизни» сотрудница ФАС посоветовала даже не присылать жалобы на официальные сайты клиник, поскольку, с точки зрения УФАС по Санкт-Петербургу, такая информация – не реклама. «Защитники жизни детей получали и продолжают получать совершенно удивительные отписки, утверждающие, что реклама на сайте – это не реклама, а «информирование посетителей сайта о потребительских свойствах данных услуг», – констатирует координатор движения Татьяна Чичварина. Любой интернет-пользователь может убедиться, что и сейчас поисковики находят десятки и сотни сайтов, рекламирующих «прерывание беременности». В отношении «Яндекса» общественники получили следующий ответ от заместителя руководителя ФАС России Алексея Доценко: «Действующим законодательством оказание услуг по прерыванию беременности не запрещено, и медицинские клиники вправе оказывать такие услуги и предоставлять потребителям справочно-информационные сведения о них, в том числе на своих сайтах». Слово-в-слово эту фразу повторяет другой заместитель руководителя ФАС, Андрей Кашеваров в своем письме жителю Татарстана Александру Киселеву, жалующемуся на сайты трех казанских абортариев. Похоже, для того, чтобы в России повсеместно исполнялись законы, необходимо вмешательство самого президента… Положение, на самом деле, удручающее. Правительство пытается предотвратить демографическую катастрофу, выплачивает материнский капитал, принимает другие меры по увеличению рождаемости в стране. А по всей стране продолжает безнаказанно вестись реклама абортов.
Аборт – это убийство ребенка в утробе, это возможное убийство матери, и это дети, не рожденные от матерей, ставших бесплодными из-за этой «безопасной» операции. Статистика смертности среди беременных в России ужасает, и на первом месте в этом списке – смертность во время аборта. Но даже если дело и не кончается смертью матери, зачастую последствия абортов столь тяжелы, что даже три, пять, семь попыток дорогостоящей и мучительной процедуры искусственного оплодотворения не приводят к желанной беременности. Не говоря уж о том, что процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) – едва ли не столь же преступна, как и аборт. Ведь в процессе ЭКО на всех этапах выбраковываются – то есть, попросту уничтожаются – «лишние» или недостаточно «качественные» плоды. Неужели придется насильно усадить чиновников в кинозал для принудительного просмотра документальных фильмов, демонстрирующих, как эмбрион возрастом несколько недель пытается спастись, сжимаясь и уворачиваясь от орудия убийства, как его, живого, рассекают на части? Или показать другой фильм: о том, что потом претерпевают женщины ради желанной беременности? Может быть, тогда у петербургской ФАС несколько убудет благодушия в отношении рекламы абортариев?
По идее, ФАС должна сама выявлять и пресекать нарушения законодательства. Но даже когда эту работу делают за неё активные граждане, всё остается по-старому, как будто президентом и не был подписан закон о запрете рекламы абортов. «Хотелось бы предложить законодательным и исполнительным органам власти помечать новые законы РФ грифом «для исполнения» или, напротив – «формально, не для исполнения», как например, закон о запрете рекламы абортов. Так будет проще, и вопросов будет возникать меньше…» – иронизируют «воины жизни». Действительно, в других сферах закон о рекламе исполняется по-настоящему. Например, если речь идет о борьбе с курением. Сначала табачные киоски закрыли черными стеклами, чтобы сигареты не было видно, а затем почти все снесли. На каждой пачке сигарет – неприятные тексты и отвратительные картинки, предупреждающие о последствиях употребления табака. Вот это называется соблюдение духа и буквы закона. Но ведь сигарету берёт в руки взрослый человек, осознающий, что он делает. А в результате аборта гибнет живое, беспомощное существо. Разве не должна борьба с рекламой абортов вестись много жестче, чем с курением?!
Аборты – занятие отвратительное и предосудительное, и это понимают все врачи, у которых есть совесть. Автор лично знаком с петербургским врачом, которая по своей медицинской специализации – врач-гинеколог. Она сменила специализацию из-за собственного неизлечимого бесплодия, возникшего вследствие аборта. Ушла, чтобы не пришлось больше заниматься убийством и калечить судьбы женщин. Но другие врачи продолжают творить это. И именно их деятельность ограничивает российское законодательство. Но почему многие чиновники из организации, призванной следить за исполнением этих законов, пренебрегают своими обязанностями?..